Millennia — а зачем это?

Millennia — а зачем это?

Личное мнение

Millennia стала для меня игрой-паузой, промежутком между погружениями в другую вселенную. Не так давно я прошел Doom (2016) и был в полном восторге. Но чего-то в нём не хватало — той бешеной динамики, о которой все говорили в продолжении. На эмоциях я тут же установил Doom Eternal в предвкушении идеального шутера.

Однако первый же запуск обернулся сплошными проблемами. Я исправил неполадки с ПК, запустил снова… и снова разочаровался. Динамики прибавилось, но сам опыт оказался далёк от приятного. Впрочем, это тема для отдельного разговора.

В перерывах между вялыми заходами в Eternal я решил отвлечься и проверить другие игры из своего архива. Среди них оказалась и Millennia. Первое, что меня в ней зацепило — опция «Племенной строй». Я подумал: «Неужели это стратегия, где можно развивать общество на основе коллективизма, а не бесконечных войн?»

Вот так я и вернулся в Millennia уже для полноценного погружения. И очень быстро обнаружил, что всё оказалось не так радужно. Красивая вывеска скрывала за собой суровую реальность. А реальность эта — всё та же знакомая Civilization.

Первое впечатление: «Дежавю на гексах»

С первых же минут игра вызывает стойкое ощущение дежавю. Интерфейс, сетка гексов, юниты, основание городов — всё до боли знакомо. Это Civilization. Не вдохновлённая, не имеющая общие черты, а именно что прямая, откровенная копия. И у меня, как у человека, который не живет в этом жанре, сразу же возник главный, риторический вопрос: «Зачем?»

Зачем делать настолько точный слепок с игры-монстра, которая уже много лет царит в этой нише? Если ты не предлагаешь никакой радикально новой философии, никакого другого взгляда на жанр, а просто копируешь уже отточенную годами формулу — в чём твой смысл? В чём была творческая цель? Это ощущение преследовало меня с самого начала и лишь крепчало.

Погружение: Диссонанс и абсурд

Но вот я начал вникать, и на смену вопросу «зачем» пришли другие, рожденные уже конкретным геймплеем.

Абсурдное время
Первый же диссонанс — временная шкала. Один ход — 80 лет. Ваш солдат делает пару шагов по полю — и вот он уже прождал целую человеческую жизнь в бездействии. Вы начинаете строить амбар, а заканчивает его прапраправнук того самого ремесленника. Для меня, который ценит в играх хоть какое-то правдоподобие и погружение, это был приговор. Игра сразу превратилась в абстрактную головоломку, где цифры важнее логики, а живой истории нет и в помине.

Война и «тупые» бунты
Главный раздражитель случился, когда на меня напали. Я вел сугубо оборонительную войну. Не нападал, не клепал солдат без меры — содержал небольшую, но профессиональную армию для защиты своих трёх регионов. Я был легитимным правителем, защищающим свою землю от агрессора.

И что же я получил в ответ? Растущее недовольство, беспорядки, сепаратизм. С точки зрения логики — чистый абсурд. Вместо того чтобы чувствовать, что я управляю обществом, сплачивающимся перед угрозой, я получил игру в «пожаротушение». И самое главное — игра не давала мне инструментов, чтобы дать людям довольствие. Не было возможности наладить снабжение, запустить пропаганду, улучшить жизнь в тылу. Единственный доступный метод — карательные меры. Давить. И это абсолютно противоречило не только моим убеждениям, но и просто здравому смыслу.

Как социалист, я считаю, что народ — это основа. Но разработчики представили его в виде примитивного, почти тупого счетчика, который можно регулировать только кнутом. Проблема не в людях, а в примитивной системе, которая их моделирует.

Идеологии-пустышки
Изначально меня привлекли «Племенной строй» и наличие «Коммунизма«. Я обрадовался, подумав, что наконец-то есть игра, где можно развивать общество на принципах коллективизма. Но это оказался чистейший воды обман.

Коммунизм в Millennia — это просто картинка и набор бонусов. Он не даёт прав рабочим, не меняет социальные лифты, не создаёт ощущения справедливого общества. Религия — такая же пустышка. Ваша нация может исповедовать Буддизм, но это никак не мешает вам вести захватнические войны. Все эти «измы» — лишь визуальные обёртки, красивые этикетки на тех же самых консервах. Их конечная цель — дать вам немного другие статы для одной-единственной глобальной цели: более эффективной войны.

Осознание: Новые кнопки, старая песня

Чем дольше я играл, тем больше меня покидало чувство новизны, а на смену ему приходило горькое осознание. Я не хочу быть несправедливым — да, в Millennia есть новые фишки. Новые окошки, ветки развития, красивые ролики с переходом в эпоху, система национальных направлений. Формально, список отличий от Civilization может быть длинным.

Но вот главное открытие, которое я сделал: игровой процесс от этого никак не меняется.

Неважно, какие новые кнопки ты нажимаешь в интерфейсе. В своей основе ты делаешь ровно те же самые действия, что и двадцать лет назад в Civ: завершаешь ход, чтобы дождаться постройки юнита или здания, и следишь, чтобы на тебя не напали. Все эти нововведения — как новый кожух на старом двигателе. Шум и гам те же, скорость та же, направление то же. Процесс не становится ни глубже, ни разнообразнее, ни более осмысленным.

Я поймал себя на том, что играю во вторую сессию и чувствую ту же усталость и рутину, что и в Civilization. Я даже не стал её заканчивать — стало скучно. И я не одинок в этом ощущении. Прочитав отзывы в Steam, я увидел, как многие игроки сходятся во мнении: Millennia ощущается не как самостоятельная игра, а как мод или большое фанатское дополнение для Civilization. И с этим нельзя не согласиться. Она не предлагает новой игровой парадигмы, а лишь перекрашивает старую.

Сравнительная перспектива: А как могло бы быть?

Осознав, что Millennia — это по сути та же Civilization, я невольно начал сравнивать её с другими играми, которые хотя бы пытались выйти за рамки шаблона. И это сравнение оказалось для неё беспощадным.

Возьмем, к примеру, Stellaris. Там война — это не просто очередной режим игры. Это сложное, дорогостоящее и рискованное предприятие, которое может подорвать экономику и привести к внутреннему коллапсу. Игра прямо говорит тебе: «Война — это крайняя мера, ищи союзы, договаривайся, иначе не вытянешь». Война там — одна из опций, часто не самая лучшая. Плюс, там есть те самые истории и случайные события, которые создают ощущение живого, развивающегося мира, а не просто поля для тактических битв.

Можно вспомнить и ответвление от самой Civilization — Beyond Earth. Пусть его и критиковали, но там была попытка вплести в геймплей сюжетную канву через инопланетную планету, квесты и тайны, что добавляло контекста и смысла твоим действиям.

А что Millennia? Она не взяла лучшего ни от кого. Она не предлагает глубины и сложных систем Stellaris, не предлагает даже намёка на сюжетность Beyond Earth. Она просто скопировала самую базовую, «голую» формулу, добавив новые кнопки, но не изменив сути. Она застряла в прошлом, не предлагая ни нового взгляда, ни старого, но доведённого до совершенства.

Финальный аккорд: Вопрос в разработчикам

Итак, что же в сухом остатке? Пройдя две сессии, я не получил от Millennia ничего из того, что ищу в стратегиях: ни глубины, ни нового игрового опыта, ни намёка на сюжет, ни внятной, проработанной альтернативы войне. Всё, что у меня осталось — это ощущение потраченного времени и стойкое чувство дежавю.

Всё это — и мой опыт, и схожие ощущения других игроков — закономерно приводит к одному и тому же вопросу. И этот вопрос я хочу задать самим разработчикам:

«Ради какой цели вы это делали?

Какую новую эмоцию, какое новое переживание или опыт вы хотели подарить игроку? Что вы хотели сказать своим творением? Потому что единственное, что я вынес из этой игры — это ощущение, что я уже всё это видел. И делал. И проходил. Много раз».

Вот и весь мой отзыв. Спасибо, что прочитали.

Добавить комментарий