Обзор игровой производительности процессора Intel Core i9-13900K — частота кадров изменилась

Обзор игровой производительности процессора Intel Core i9-13900K — частота кадров изменилась

Железо

ЦП Intel 13-го поколения уже здесь, привнося еще одно улучшение в игры и большую гибкость для создателей контента, чем раньше. Считайте, что это улучшенная версия прошлогодней революционной конструкции ядра Alder Lake Hybrid, которая сочетает в себе высокопроизводительные и эффективные ядра на одном кристалле. Высокие тактовые частоты наверняка привлекут внимание, но в линейке процессоров Intel под кодовым названием Raptor Lake есть нечто большее, чем просто это. В этом обзоре i9-13900K мы расскажем об основных изменениях архитектуры Intel, о том, что нужно знать о спецификациях и платформе, о том, как складывается игровая производительность и стоит ли это денег.

Конкуренция на рынке процессоров сейчас жесткая благодаря AMD Ryzen 7000 Series. Тем не менее, интересно учитывать, что и Intel 12-го поколения, и AMD Ryzen 5000 по-прежнему являются отличными процессорами для игр, хотя и более доступны по цене. Это поднимает вопрос о том, имеет ли смысл покупать последнее поколение любой из компаний. В то время как AMD, похоже, изо всех сил пытается продать свою платформу в целом как стоящую, линейка Intel Raptor Lake на данный момент кажется более привлекательной.

Покупатели могут приобрести не только совместимые, но и более дешевые материнские платы B660 и Z690 последнего поколения с почти такими же функциями. Память DDR4 также совместима с этими процессорами, что означает, что вы можете повторно использовать любую приличную DRAM, которая у вас уже есть. Совместимость с кулерами — это еще одна проблема, которая уже решена, потому что вы можете получить адаптеры LGA 1700 от крупных производителей, которые стоят всего пару долларов. Потенциально вы можете собрать высокопроизводительную систему Intel i9-13900K за гораздо меньшие деньги, и она будет отлично работать. В качестве альтернативы, вы можете потратить немного денег и приобрести Z790 и DDR5, чтобы получить некоторые из последних спецификаций для системы, которая будет стареть немного более изящно.

Дело в том, что у вас больше возможностей для вашего бюджета с Intel 13-го поколения, хотя в долгосрочной перспективе у AMD может быть Intel. Мы обсудим это позже. Давайте теперь поговорим о различиях между линейками процессоров Intel 12-го и 13-го поколения.

Что нового в Intel 13-го поколения

Как мы уже упоминали, процессоры Intel Raptor Lake 13-го поколения, говоря простым языком, похожи на улучшенные версии Alder Lake. Он основан на том же производственном процессе Intel 7, хотя и улучшен для поддержки таких вещей, как более высокие тактовые частоты. Кроме того, тот же подход к гибридной архитектуре сочетает в себе более производительные P-ядра с малой задержкой и компактные E-ядра с низким энергопотреблением. Это позволяет Intel обеспечивать высокую производительность для пользователей, в то время как создатели контента получают более высокую многопоточную производительность без чрезмерного энергопотребления, необходимого для P-ядер. По сути, это беспроигрышный вариант для обеих сторон в этом отношении.

На этот раз Intel добавляет еще больше таких E-ядер в модели всей линейки. Это явное преимущество для пользователей, которым требуется более высокая многопоточная производительность. Например, i7-13700K теперь оснащен четырьмя дополнительными ядрами E, чтобы в основном соответствовать предыдущему поколению i9 без дополнительной надбавки к цене. Количество P-ядер остается одинаковым во всей линейке, но, опять же, частота увеличивается. Большинство игр не могут даже выиграть от большего количества P-ядер из-за дизайна, поэтому повышенные частоты вместе с некоторыми другими изменениями приводят к увеличению частоты кадров в новых и старых играх. В случае i9-13900K это увеличение до 600 МГц в одном поколении, и это отразится на игровой производительности, если заявления Intel подтвердятся.

Заявления Intel немного двусмысленны, поскольку они ссылаются на процессоры 12-го поколения и AMD.

Что касается других изменений, Intel внесла изменения в каждую из основных архитектур. Ядра P теперь называются ядрами Raptor Cove, но ядра E по-прежнему известны как ядра Gracemont. Пользователям будет приятно узнать, что Intel удвоила объем кэш-памяти L2 для моделей 13600K/F, 13700K/F и 13900K/F. Это еще одна вещь, от которой выиграют игры, что ясно видно на примере процессора AMD 5800X3D с более низкой тактовой частотой, но большим количеством дополнительного кэша L3.

В целом, эта конструкция гибридного ядра позволяет процессорам Intel 13-го поколения выделять больше ресурсов для повышения частоты кадров, а также обеспечивает бесперебойную работу системы в целом. Чтобы помочь Windows отправлять эти задачи на нужные ядра, Intel создала планировщик Thread Director, разработанный для Windows 11. Вы по-прежнему можете использовать Windows 10 с процессорами Intel 12-го поколения, если хотите, но Intel оптимизировала дизайн для работы с процессорами Microsoft. «новейшая и лучшая» ОС. Intel также заявляет, что планировщик находится во второй версии для Raptor Lake, хотя компания не сообщила подробностей об улучшениях. Есть надежда, что игры в конечном итоге смогут использовать E-ядра, чтобы разгрузить больше задач от P-ядер, но E-ядра с более высокой задержкой пока бесполезны для игр.

Все это по той же цене, что и процессоры Alder Lake 12-го поколения, но некоторые сегменты, такие как i5, будут стоить дороже. По словам Intel, цены на i7 и i9 будут одинаковыми. Посмотрим, как это отразится на розничных ценах. На бумаге процессоры Intel Raptor Lake 13-го поколения, такие как модели 13700K/F и 13900K/F, будут предлагать большую ценность для производительности, которую вы получаете.

Краткий обзор характеристик Intel Core i9-13900K

Полный список спецификаций см. в таблице ниже. Важные вещи, на которые следует обратить внимание, — это увеличенные максимальные частоты и удвоенный объем кэш-памяти L2 по сравнению с предыдущим поколением i9. Эти два улучшения характеристик имеют сильную корреляцию с игровой производительностью как для средней частоты кадров, так и для тех надоедливых минимумов 1% и 0,1%, которые мы часто называем заиканиями. Есть еще восемь P-ядер, которых более чем достаточно для современных игр, но Intel удвоила количество E-ядер до 16, что намного больше поможет с управлением фоновыми задачами и потоковой передачей, чтобы не нагружать P-ядра и не навредить частота кадров в игре.

Максимальное энергопотребление также немного увеличилось, и Intel теперь официально поддерживает DDR5 5600, что является приличным скачком по сравнению с поддержкой предыдущего поколения на уровне 4800. Однако вы все еще можете использовать XMP 3.0 для DDR5 до 7600. Последнее, что нужно отметить, это PCIe. поддержка остается такой же, как в прошлом поколении. Есть 16 линий PCIe 5.0, которые могут быть подключены к слоту для видеокарты, а также четыре линии PCIe 4.0 для SSD. Остальные возможности подключения зависят от выбранного вами чипсета и материнской платы. Мы обсудим значение параметров конфигурации PCIe более подробно в конце этого обзора. Дополнительные характеристики 13900K можно найти в базе данных Intel Ark.

Узел процесса10 нм (Интел 7)
РазъемLGA 1700
# Ядра8 (П) + 16 (Э)
# потоков32
Базовая частота3,0 ГГц (P)/2,2 ГГц (E)
Максимальная частота турбо5,8 ГГц (P)/4,3 ГГц (E)
МБ кэш-памяти [L2 + L3]32 + 36 МБ
TDP макс.253 Вт
Поддержка памяти (рекомендуется)DDR4-3200/DDR5-5600
Спецификация PCIe5.0 и 4.0
Линии CPU PCIe (поколение 5.0 и 4.0)16 + 4
конфигурация PCIeДо 1×16+1×4, 2×8+4

Характеристики тестовой системы

Наша тестовая система состоит из корпуса с интенсивным воздушным потоком, все вентиляторы и жидкостный кулер работают на «сбалансированных» профилях iCUE, что позволяет получить реалистичные тесты производительности для обычных пользователей. Для нашего тестирования мы использовали Windows 11 в соответствии с рекомендациями Intel, чтобы соответствовать технологии Thread Director, которая улучшает использование конструкции гибридного ядра. Windows 11 в настоящее время считается стабильной и готовой к широкому внедрению, и мы не сталкивались с какими-либо проблемами с момента ее принятия в прошлом году для нашего обзора Alder Lake 12-го поколения. Однако при желании пользователи по-прежнему могут использовать Windows 10 для процессоров Intel 13-го поколения.

Мы тестируем высокопроизводительную материнскую плату ASUS ROG Z690 с последней версией BIOS, оптимизированной для 13-го поколения. В нашей тестовой системе также используется сборка Windows 11 от 2H22, драйвер Nvidia 517.48, сборки игр/приложений и обновленная прошивка для соответствующих компонентов.

Для основных настроек мощности и частоты мы разрешили материнской плате ASUS ROG подавать до 253 Вт на ЦП по запросу, включили инструмент ASUS AI auto-OC, включили XMP 3.0 в памяти Corsair Vengeance DDR5, включили изменяемый размер BAR, установили Windows план питания на «Производительность», выберите «Предпочитать максимальную производительность» для EVGA RTX 3070 Ti FTW3 Ultra на панели управления Nvidia, установите агрессивную кривую вентилятора на видеокарте и установите для H150i Elite предустановку «Сбалансированный» в iCUE. Все остальные настройки были установлены по умолчанию или автоматически.

КорпусКорсар iCUE 5000X
ПроцессорIntel Core i9-13900K
Материнская платаASUS ROG Z690 Strix-E Wi-Fi
ПамятьCorsair Vengeance DDR5 4800 64 ГБ
ВидеокартаEVGA RTX 3070 Ti FTW3 Ультра 8 ГБ
БПbe quiet! Pure Power 11 FM 750W
ХранилищеPNY CS1030 PCIe 3.0 (ОС), твердотельный накопитель WD Black SN850 PCIe 4.0, твердотельный накопитель Samsung 870 QVO SATA
процессорный кулерCorsair H150i Elite LCD 360 мм CLC (с термопастой Thermal Grizzly Kryonaut)

Программное обеспечение также может легко искажать данные о производительности, поэтому мы организовали базовый профиль того, как выглядит наша тестовая система. Это система для повседневного использования, но мы постарались закрыть все ненужные программы перед сбором данных. Мы намеренно оставили несколько общих игровых приложений и фоновых процессов запущенными, чтобы имитировать реальные варианты использования. К ним относятся критически важные приложения Windows 11, экземпляр Google Chrome с одной вкладкой, Corsair iCUE, EVGA Precision X1, необходимая связанная программа запуска игр и Discord.

Есть также некоторые дополнительные примечания о показателях производительности, которые мы собрали. Мы признаем, что графический процессор RTX 3070 Ti и DDR5 4800 создают узкие места в этой системе, но эти тесты также направлены на то, чтобы показать, на что способен этот процессор без самых дорогих компонентов на рынке. Мы также протестировали игры на низких настройках, чтобы устранить узкие места в графическом процессоре для наших тестов энергопотребления, и предоставили частоту кадров для справки. Частота опроса периферийных устройств также может влиять на производительность. В большинстве наших тестов мы использовали стандартную частоту опроса 1000 Гц и зарезервировали гиперопрос для определенного раздела обзора, который отмечен как «игры и многозадачность».

Данные собирались с помощью игровых тестов, HWMonitor Pro и RivaTuner через MSI Afterburner. Все тестовые данные были собраны после 10-минутных периодов «прогрева», чтобы отразить реалистичные длительные игровые сессии. Мы включили дополнительные сведения о тестах в различные разделы обзора.

Частоты

В течение последних нескольких поколений высокие частоты были основным маркетинговым аргументом для процессоров Intel. Эти высокие частоты традиционно приводят к повышению производительности в играх, хотя это не всегда так, поскольку IPC, кэш, количество ядер и другие факторы также улучшают частоту кадров. Для 13-го поколения Intel сосредоточилась на большем увеличении частоты для i9, но больший кэш L2 и небольшое улучшение IPC также помогают повысить производительность. Intel рекламирует 13900K как ЦП, способный повышать частоту своих P-ядер до 5,8 ГГц и E-ядер до 4,3 ГГц.

Мы использовали внутриигровой тест Cyberpunk 2077 с неограниченной частотой кадров в разрешении 1080p на низких настройках с включенным режимом DLSS Ultra Performance (чтобы уменьшить узкие места графического процессора), чтобы выполнить некоторые базовые тесты игровой частоты на 13900K. Мы позволили игре работать в течение 10 минут и нагреть процессор перед сбором данных, а затем записали частотные характеристики как для P-ядер, так и для E-ядер. Средняя скорость игры в этих условиях составляла 189 кадров в секунду, а средняя загрузка ЦП была на удивление низкой — всего 30%. Мы явно столкнулись с некоторыми узкими местами в системе, но, вероятно, здесь также имеют место некоторые ограничения игрового движка.

Примечание редактора: мы решили провести перекрестную проверку этих результатов и получили одинаковые результаты частоты в нескольких играх, включая Dying Light 2 и Call of Duty: Warzone, и решили опубликовать результаты Cyberpunk, несмотря на странности движка.

В этих условиях тестирования 13900K показал стабильную минимальную тактовую частоту 5,49 ГГц на всех P-ядрах во время игры. Это не соответствовало рекламируемому ускорению 5,8 ГГц, которое Intel рекламирует для i9, однако это еще не все.

P-ядро 5,49 ГГц
P-ядро 5,49 ГГц
E-ядро 4,29 ГГц

В режиме ожидания мы можем видеть, что частота часто колеблется между 5,49 и 5,79 ГГц. Установка скорости насоса и вентилятора жидкостного охладителя H150i на «Extreme» еще больше стабилизировала частоту. Тем не менее, 13900K изо всех сил пытается поддерживать эту частоту, а это означает, что заявление Intel технически точно, но не точно в этом практическом тесте. Имейте в виду, что протестированный нами 13900K был сконфигурирован для разгона и энергопотребления везде, где это необходимо. Кажется, что 7-й узел Intel доведен до предела и, по сути, разогнан прямо из коробки. По сравнению с 12900K, лучшее, что он может сделать, — это несколько стабильная тактовая частота всех ядер 5,3 ГГц на всех ядрах P-Core.

Однако с E-ядрами дела обстоят лучше, поскольку они намного быстрее в этом поколении и стабильно работают на частоте 4,29 ГГц. Это увеличение на 400 МГц в одном поколении, и стабильность частоты — самая впечатляющая часть, поскольку она также характерна для всех E-Core. Хотя эти ядра в настоящее время бесполезны для игр, следует принять во внимание повышенные частоты. Игры могут получить выгоду от E-ядер для игровых рабочих нагрузок в недалеком будущем, если Intel продолжит продвигать свою гибридную архитектуру такими быстрыми темпами.

Обратите внимание, что частота процессора P-Core #4 достигла 5786 МГц, когда мы сделали снимок экрана, но эта частота была недостижима в нашем игровом тесте.

В заключение о частотах: архитектура Raptor Lake позволяет 13900K работать на стабильной частоте 5,49 ГГц на всех ядрах, только с кратковременным повышением частоты при небольшой нагрузке до 5,79 ГГц даже на 360-мм жидкостном кулере. Это явный шаг вперед по сравнению с предыдущим поколением, но его не следует ошибочно представлять как настоящий процессор с тактовой частотой 5,8 ГГц для длительных игровых сессий.

Потребляемая мощность

Энергопотребление Intel 13-го поколения, как правило, снова выше, чем у всех предыдущих поколений. В случае с 13900K официальная максимальная мощность до разгона заявлена ​​как 253 Вт. 13900K также можно настроить в BIOS на режим 125 Вт, если вы готовы пожертвовать некоторой производительностью почти вдвое меньшего энергопотребления. Учитывая высокую стоимость энергии в некоторых странах сегодня, некоторые могут подумать об этом.

Мы тестируем на полной мощности по нескольким причинам. Очевидная причина в том, что большинство геймеров предпочитают максимальную производительность. Производители материнских плат также обычно включают эти ограничения максимальной мощности по умолчанию. Наконец, собственные тесты Intel для маркетинга основаны на максимальных настройках производительности.

Максимальное энергопотребление, которое может потреблять процессор, часто путают с тем, что он фактически будет использовать в реальных сценариях использования. Это особенно верно для многих игр, и только самые требовательные игры подталкивают процессор к максимальному энергопотреблению. Случаи высокого энергопотребления чаще связаны с многопоточными приложениями, такими как рендеринг или кодирование потока ЦП во время игры.

В играх процессоры обычно демонстрируют пики мощности при запуске игр и загрузке движков, но энергопотребление имеет тенденцию к снижению для обычного игрового процесса. Как правило, энергопотребление колеблется в зависимости от того, что происходит во время игры, например, при перемещении по уровням или открытым мирам, столкновении с внутриигровыми событиями, такими как появление волн врагов, выполнение сложных действий и т. д.

Максимальная производительность в режиме ожидания.
Энергосбережение в режиме ожидания.

Прежде чем мы перейдем к игровым данным, вот что можно ожидать от 13900 КБ в режиме ожидания в Windows 11. Среднее энергопотребление процессора составляет примерно 20,6 Вт со всеми настройками энергопотребления, установленными на максимум. Это энергопотребление в режиме ожидания может быть снижено до 6,6 Вт в среднем с помощью плана энергосбережения Windows по умолчанию. При таком плане питания 13900K сохранил разумную степень отклика системы и в среднем потреблял 10,2 Вт при легкой работе. Мы собрали данные во время написания этого обзора и переключения между такими приложениями, как Slack, Discord и программное обеспечение для редактирования фотографий Affinity. Все осталось шустрым и отзывчивым. Если вас беспокоят высокие затраты на электроэнергию, этот процессор не будет проблемой для повседневного использования, особенно если он настроен на эффективную работу.

Энергопотребление в играх

В отличие от прошлогоднего тестирования 12900K, мы обнаружили, что 13900K не потребляет много энергии ни при каких игровых нагрузках. Худшим нарушителем был Cyberpunk 2077, но CDPR либо лучше оптимизировала игровой движок, либо Microsoft настроила Windows 11, либо Intel внесла некоторые коррективы на своей стороне с помощью обновлений микрокода в более новой версии BIOS, которую мы использовали. И 12900K, и 13900K теперь потребляют гораздо меньше энергии в Cyberpunk 2077 . Процессоры Intel по-прежнему демонстрируют заметные всплески энергопотребления, но они кратковременны и часто значительно отличаются от средних значений энергопотребления. Как мы покажем, 13900K может запускать игры с широким диапазоном популярных частот кадров, даже близко не приближаясь к максимальному TDP 253 Вт.

Игры — это что угодно, только не постоянная рабочая нагрузка. Поэтому мы используем графики, которые показывают поведение 13900K с течением времени. Прежде всего, это тест Cyberpunk 2077, который мы выбрали из-за того, что это интенсивная, плотная игра с открытым миром, построенная на API DirectX 12. Для контекста, DirectX 12 может распределять рабочие нагрузки по большему количеству ядер, что приводит к лучшему использованию оборудования и более высокой частоте кадров. В свою очередь, это заставляет ЦП потреблять больше энергии.

Точные настройки и условия тестирования см. в нашем разделе обзора игровой производительности. Для Cyberpunk 2077 мы провели два типа тестов. В первом тесте используется заблокированная частота кадров 60 кадров в секунду, а другой выполняется с неограниченной частотой кадров, чтобы позволить 13900K потреблять больше энергии.

Киберпанк 2077: 

60 кадров в секунду.
Неограниченная частота кадров (в среднем 179,1 кадров в секунду).

Cyberpunk 2077 — это случай, когда все восемь ядер P для 13900K задействуются для обеспечения более стабильной частоты кадров и более плавной производительности. При 60 кадрах в секунду 13900k в среднем потреблял всего 77,5 Вт при пиковой потребляемой мощности 93,4 Вт. В тесте без ограничения частоты кадров, который составил в среднем 179,1 кадра в секунду, энергопотребление в среднем составило 133,2 Вт, а пиковое энергопотребление составило 148,1 Вт. Для дополнительного контекста мы также зафиксировали пиковое энергопотребление в 165 Вт за пределами теста при загрузке игрового движка во время запуска игры.

Мы также включили несколько дополнительных игр, чтобы дать вам общее представление о том, сколько энергии потребляет 13900K. К ним относятся игровой процесс Fortnite и тест Tiny Tina’s Wonderlands. Для дополнительного контекста мы тестировали с фиксированной частотой кадров, основанной на популярных частотах кадров 60 и 144, а затем провели тест с неограниченной частотой кадров.

Фортнайт:

60 кадров в секунду.
144 кадров в секунду.
Неограниченная частота кадров (в среднем 417,5 кадров в секунду).

Tiny Tina’s Wonderlands:

60 кадров в секунду.
144 кадров в секунду.
Неограниченная частота кадров (в среднем 287,5 кадров в секунду).

Энергопотребление в играх и многозадачности

Что, если вы хотите запускать больше программ вместе с играми? Возможно, вам нравится транслировать, записывать игровой процесс, использовать социальные приложения, запускать периферийные устройства с высокой частотой опроса и многое другое во время игры. Чтобы максимально увеличить энергопотребление 13900K, мы также выполнили те же тесты измерения мощности с некоторыми дополнительными приложениями, которые мы называем нашим «многозадачным тестом».

Для этого теста мы запускаем игры на самых низких настройках с производительностью DLSS, где это возможно, чтобы сильнее нагружать ЦП. Наряду с этим мы запускаем Chrome с воспроизведением видео YouTube в фоновом режиме, Slack, Discord, редактор Affinity Photo, Epic Games Store, Steam, Origin, GeForce Experience Instant Replay, кодирование OBS Studio в формате x264 при 1080p 60 кадров в секунду через CBR с битрейт установлен на 5000 Кбит/с (аналогично потоку высокого качества) и iCUE с использованием гиперопроса Axon и установлен на 4000 Гц как для мыши, так и для клавиатуры.

Это раздутый тест и, очевидно, не рекомендуется, если ваша цель — максимизировать частоту кадров, скажем, при потоковой передаче игры на что-то вроде Twitch. Но интересно посмотреть, сколько энергии можно использовать для игровых целей. Мы включили результаты из тех же трех игр (Cyberpunk 2077, Fortnite и Tiny Tina’s Wonderlands) для сравнения. (Подробнее об условиях тестирования см. в разделе «Игровая производительность и многозадачность» данного обзора).

Для многозадачных тестов энергопотребления мы использовали 60 кадров в секунду в качестве основы и дополнительно тестировали неограниченную частоту кадров, чтобы максимизировать энергопотребление, а также дать энтузиастам с высокой частотой обновления лучшее представление о том, чего ожидать.

Киберпанк 2077: 

60 кадров в секунду.
Неограниченная частота кадров (в среднем 132,2 кадра в секунду).

Fortnite: 

60 кадров в секунду.
Неограниченная частота кадров (247,0 кадров в секунду).

Tiny Tina’s Wonderlands:

60 кадров в секунду.
Неограниченная частота кадров (в среднем 248,2 кадра в секунду).

Как видно из этих тестов, 13900K по-прежнему не приближается к пределу мощности в 253 Вт при работе с дополнительными приложениями, связанными с играми. Во время всех наших тестов 13900K оставался очень эффективным даже при записи игрового процесса и использовании гиперопроса. Максимальное энергопотребление, которое мы зафиксировали во время всего сеанса тестирования, составило 176,4 Вт.

Подводя итоги 13900K энергопотребления в играх, мы очень впечатлены тем, чего Intel добилась с линейкой Raptor Lake 13-го поколения даже на самом энергоемком процессоре. Он более эффективен, чем наши прошлогодние результаты при тестировании линейки Alder Lake 12-го поколения, и мы считаем его достаточно эффективным игровым процессором с практической точки зрения. Просто имейте в виду, что этот обзор не относится к энергоэффективности в других рабочих нагрузках, таких как производительность. Если вы планируете это сделать, вам нужно найти обзоры, которые тестируют эти приложения.

Температура

Важность хорошей настройки охлаждения нельзя недооценивать для тех, кто заинтересован в достижении максимальной производительности своего процессора. Это особенно актуально для тех, кто планирует использовать современный i9. Как уже говорилось, мы использовали 360-мм жидкостный кулер Corsair H150i Elite для всех наших тестов, и он легко контролировал 13900K.

Мы протестировали две игры с двумя разными настройками частоты кадров в течение двух полных раундов тестирования, чтобы получить наши тепловые результаты. Мы выбрали Cyberpunk 2077 в качестве тяжелой игры и Fortnite в качестве легкой альтернативы. Как и в наших тестах энергопотребления, мы тестировали каждую игру с заблокированными 60 кадрами в секунду и снова с неограниченной частотой кадров. Каждая игра была протестирована в базовых условиях, а затем снова в условиях многозадачности, чтобы увидеть, сколько дополнительного энергопотребления требуется и сколько дополнительного тепла выделяется.

Вот краткое изложение наших условий тестирования. Для 360-мм кулера Corsair Elite H150i были установлены стандартные «сбалансированные» кривые вентилятора и предустановки водяного насоса. Температура окружающей среды составляла 69F (21C). На процессор мы нанесли термопасту Thermal Grizzly Kryonaut. Подробнее о том, как именно мы тестируем игры, можно узнать в разделе производительности в играх. Вы можете обратиться к первой странице обзора для получения дополнительной информации об оборудовании.

Игровые температуры

Вот краткий обзор того, как температура 13900K измерялась во время игры.

Киберпанк 2077 :

Заблокировано 60 кадров в секунду.
Неограниченная частота кадров (в среднем 179,1 кадров в секунду).

Fortnite: 

60 кадров в секунду.
Неограниченная частота кадров (в среднем 417,5 кадров в секунду).

В игровых тестах температуры всех 24 ядер были в допустимых пределах. Мы регулярно наблюдали температуру выше 60 градусов по Цельсию со случайными кратковременными всплесками до середины 70 градусов на определенных ядрах P-Core. Температура корпуса оставалась в допустимых пределах в изолированных игровых условиях, поэтому большинство пользователей смогут обойтись 240-мм жидкостным кулером, если они ограничивают частоту кадров. Тем не менее, 360 мм рекомендуется при сопряжении 13900K с высокопроизводительной системой и видеокартой, такой как RTX 4090, и если вы собираетесь играть со скоростью 240 кадров в секунду или выше или с неограниченной частотой кадров.

Температура игр и многозадачности

Вот как температура i9-13900K выдерживает игры при дополнительной нагрузке от других приложений. Мы выполнили тот же многозадачный тест, описанный в разделе энергопотребления, для сбора данных.

Киберпанк 2077: 

60 кадров в секунду.
Неограниченная частота кадров (132,2 кадра в секунду).

Fortnite: 

60 кадров в секунду.
Неограниченная частота кадров (__)

Температурные различия были не так уж велики во время многозадачных тестов. Это, вероятно, может быть связано с большим размером кристалла для лучшего распределения тепла, чем у предыдущего поколения 12900K, и с тем, что, по-видимому, является повышением эффективности архитектуры и операционной системы. Наша та же рекомендация по использованию 360-мм жидкостного кулера применима и здесь, если вы планируете использовать 13900K для интенсивных игр, потоковой передачи и, очевидно, любых других задач по повышению производительности, которые требуют более высоких уровней энергопотребления, на которые способен процессор.

Производительность в играх и многозадачность

Как и последний i9, Intel 13900K предназначен для обеспечения максимально возможной игровой производительности. Он определенно работает лучше, чем 12900K в большинстве игр, особенно в играх DirectX 12. Мы могли сразу сказать, что игровой процесс стал более отзывчивым, а частота кадров более стабильной в некоторых играх, даже при игре в 4K со скоростью 120 кадров в секунду на RTX 3070 Ti. В Destiny 2  и Fortnite мне было легче, чем когда-либо, делать быстрые выстрелы, и я думаю, что этого достаточно для конкурентоспособных игроков. Однако не все игры выиграли от обновления поколения. По крайней мере, не на нашей установке.

Вы действительно должны покупать 13900K по другим причинам, чем просто играть в игры, если вы не настроены на максимальную производительность. Поскольку у 24-ядерного процессора есть много возможностей для выполнения дополнительных действий в фоновом режиме во время игры. Это может быть связано с работой или может относиться к захвату вашего игрового процесса при использовании других приложений для таких вещей, как мониторинг системы, просмотр видео или потоков на втором мониторе, управление вашим периферийным RGB и максимизация частоты опроса, и действительно что-то еще. Intel даже доходит до рекламы, что вы можете рендерить видео в фоновом режиме, сохраняя при этом высокую частоту кадров в играх. В этом отношении 13900K — отличный процессор для тех, кто беспокоится о фоновых приложениях, влияющих на их частоту кадров.

Мы собрали некоторые тесты, просто играя в популярные игры, и провели несколько тестов, чтобы показать, как будет выглядеть ваша частота кадров в «многозадачном режиме», чтобы вы могли увидеть, как такие действия, как кодирование видео для прямой трансляции, влияют на вашу частоту кадров.

Мы все еще находимся в процессе создания надлежащего набора для сравнения с другими процессорами, поэтому данные, которые мы представляем в этом обзоре, ограничены. Мы вернемся к процессорам Intel i5 и i9 K 12-го поколения в скором будущем, чтобы увидеть, как напрямую сравниваются частоты кадров. На данный момент мы включили следующие тесты со средней частотой кадров, низкими средними значениями 1% и низкими средними значениями 0,1%, чтобы показать, на что способен 13900K. Мы также включили условия тестирования для каждой игры и наши заключительные мысли об игровой производительности 13900K.

Игровая производительность

Вот посмотрите на игровую производительность 13900K в различных популярных играх.

Для этого обзора мы собрали данные из восьми игр с высокими настройками. Мы решили сосредоточить большинство наших тестов на играх DirectX 12, чтобы полностью использовать восемь P-ядер. Как и в прошлом году, мы наблюдали загрузку P-Core на уровне 30-66% при захвате этих частот кадров. В целом, 13900K дал эквивалентное или незначительное увеличение частоты кадров по сравнению с 12900K, но оно варьировалось в зависимости от названия. В таких играх, как Forza Horizon 5 и Dying Light 2 , были заметные улучшения , но пара игр работала немного хуже.

Поведение 13900K также интересно, потому что оно влияет на частоту кадров в разных процентилях в зависимости от игры. Некоторые игры, такие как Fortnite, Tiny Tina’s Wonderlands и Forza Horizon 5 , показали такую ​​же среднюю частоту кадров, как и 12900K, но были улучшения на минимумах 1% и 0,1%. И наоборот,  Dying Light 2 выиграла от заметно более высокой средней и низкой частоты кадров на 1%, но испытала худшие низкие 0,1%. Результаты явно зависят от игрового движка.

Подводя итог нашим размышлениям, можно сказать, что в некоторых случаях 13900K более чувствителен к играм. В Fortnite было проще вносить точные правки , а мгновенные снимки определенно казались более плавными. Это отличный процессор для игр, который поможет сгладить игровой процесс, и он намного опережает более старые поколения, такие как 7-е и 8-е поколения. Тем не менее, вы не увидите особой выгоды от покупки 13900K для игр по сравнению с гораздо более дешевым i7 или i9 предыдущего поколения, если у вас нет графического процессора и набора памяти более высокого уровня, чтобы не отставать от него. К счастью, вскоре вы сможете соединить его либо с серией RTX 40 от Nvidia, либо с серией Radeon 7000 от AMD.

Игра в режиме многозадачности

Обратитесь к разделу многозадачности энергопотребления на второй странице этого обзора для получения полного списка приложений, которые мы запускали в фоновом режиме при сборе данных этого эталонного теста.

Обзор игровой производительности процессора Intel 13900k Потоковые тесты Fps

Из-за чрезмерного количества ядер 13900K и улучшений технологии Intel Thread Director на этот раз мы протестировали только четыре игры: Call of Duty: Warzone, Tiny Tina’s Wonderlands, Cyberpunk 2077 и Fortnite. Даже в этих условиях 13900K обеспечивает очень плавное и играбельное воспроизведение с высокой частотой обновления. Вы по-прежнему будете терять кадры в секунду при одновременной потоковой передаче и игре на этом ЦП, но это может быть ограничением OBS, не полностью масштабируемого по 16 E-Core, по сравнению с самим ЦП, которого недостаточно для этой задачи. Этот процессор явно предназначен для захвата или потоковой передачи игрового процесса высочайшего качества, одновременно обеспечивая высокую скорость обновления игрового процесса. Попрощайтесь со своей прошлой настройкой потоковой передачи с двумя ПК. Просто выберите лучшую видеокарту, если вы хотите еще больше улучшить частоту кадров.

Еще одна вещь, которую мы попробовали, — это быстрый тест с функцией гиперопроса Corsair Axon для ее последних игровых мышей и клавиатур. В то время как в предыдущих тестах мы могли установить частоту опроса только на 4000 Гц, не влияя на частоту кадров на таких процессорах, как 11700K и 12600K (12900K потерял несколько кадров в секунду при быстрой съемке), 13900K смог справиться с максимальной настройкой 8000 Гц. для ввода мышью. Это уменьшает задержку ввода от периферийных устройств почти на целую миллисекунду при этой настройке. В предыдущих тестах я действительно мог заметить разницу в отзывчивости только при использовании полной настройки 8000 Гц. Для конкурентоспособных игроков это может иметь значение в ситуациях с высокими ставками. Теперь, когда у Intel есть ЦП, способный бескомпромиссно обрабатывать гиперопросы с частотой 8000 Гц,

Настройки игры, используемые для тестирования

Мы включили все настройки, которые мы тестировали, для дополнительного контекста и для тех, кто хочет воспроизвести наши результаты. Все игры были настроены на разрешение 1920×1080 с неограниченной частотой кадров. Большинство настроек находятся на низком уровне, если нет уважительной причины для увеличения настроек, например, расстояния рендеринга игрока в королевских битвах. Мы используем следующие настройки, чтобы показать, как ЦП работает с минимальными узкими местами графического процессора, но делаем некоторые исключения, которые отмечаются для каждой игры. Основные настройки перечислены ниже:

Halo: Коллекция Мастера Чифа — Halo 3 (версия для Steam)

Сыграйте в тестовую игру с матчмейкингом 8 на 8 (минимум 10 минут) и пройдите полный уровень кампании «Шоссе Цаво», а затем оцените среднее значение частоты кадров в секунду в двух сценариях.

Высокие настройки: улучшенная предустановка.

Tiny Tina’s Wonderlands  (версия для магазина Epic Games)

Внутриигровой бенчмарк использовался для пяти прогонов, результаты которых затем усреднялись. DX12 API. Не используется апскейлер разрешения. 

Высокие настройки: высокие настройки.

Apex Legends (версия для Steam)

Час игровых данных (примерно полное совпадение) во время сезона «Охота» на карте World’s Edge. 

Высокие настройки: все настройки на максимальном значении, кроме детализации солнечных пятен в тени на среднем уровне, чтобы оставаться в рамках бюджета VRAM.

Fortnite

Один час игровых данных, снятых на карту Главы 3 Сезона 4 (обновление к Хэллоуину). Использовалась Battle Lab, которая включала вождение, бег, строительство и боевые роботы. Производительность DLSS, API DX11. Нет текстур потокового интернета.

Высокие настройки: высокие настройки, максимальное расстояние рендеринга, трассировка лучей отключена.

Киберпанк 2077  (версия GOG)

Теперь мы тестируем с помощью автоматизированного игрового теста по сравнению с ручным тестированием в прошлом году. Наши результаты получены из пяти прогонов среднего. 

Высокие настройки: высокая предустановка DLSS Ultra Performance, трассировка лучей отключена.

Forza Horizon 5 (версия Game Pass для ПК)

Использовался внутриигровой бенчмарк и усреднялось пять последовательных прогонов. Были применены настройки Low/Normal, выполненные на DX12 API   .

Высокие настройки: высокие настройки, трассировка лучей отключена.

Dying Light 2  (версия для Steam)

Было снято около 20 минут геймплея от первой миссии до отъезда из заброшенного комплекса, где вы в последний раз разговариваете со Спайком. API DX12, для DLSS установлено значение «Производительность».

Высокие настройки: высокие настройки, трассировка лучей отключена.

Call of Duty: Warzone

Один час геймплея, снятого на карте Caldera Pacific. Производительность DLSS включена, API DX12. Нет текстур потокового интернета.

Высокие настройки: все настройки на самом высоком уровне или высокие, если доступны дополнительные или ультра настройки, трассировка лучей отключена.

Ценообразование и заключение

Intel представляет Raptor Lake в интересное время, когда у AMD уже есть свои последние процессоры Ryzen, а также выпускается новое поколение видеокарт. Новые уровни производительности уже достигнуты или скоро станут доступны, а платформы материнских плат как Intel, так и Ryzen хорошо позиционируются, чтобы соответствовать жестким игровым требованиям в течение многих лет.

Если вы подумываете об обновлении или уже ищете новый процессор, Intel i9 13-го поколения полностью стоит своих денег. Цены аналогичны 12900K, но вы получаете гораздо больше E-Core, стабильную частоту 5,5 ГГц на всех P-ядрах, удвоенный кэш L2 и платформу, которая сейчас работает лучше, чем при первом запуске Alder Lake. 13900K потребляет меньше энергии для игр и потоковой передачи, так как мы тестировали Alder Lake в прошлом году, он часто более отзывчив и будет идти в ногу с будущими поколениями видеокарт в течение многих лет, если вы установите материнскую плату с PCIe 5.0 x16 в основной слот для видеокарты.

Если вы используете процессор AMD Ryzen 3000 или Intel 9-го поколения или старше, определенно стоит перейти на 13-е поколение. В частности, i9 может без особых усилий делать все, что вам нужно. Если вы используете более новый ЦП, вам нужно будет принять решение, исходя из того, на какую производительность вы ориентируетесь. Я могу легко порекомендовать i9-13900K, если вы можете позволить себе сопоставить его с RTX 3080 Ti или лучше. RTX 4090 — идеальная пара, которую мы также недавно рассмотрели. В отдельном тестировании, где мы установили все игровые настройки на низкие значения, частота кадров взлетела и показала, на что действительно способен этот процессор, когда он не привязан. Вы сможете увидеть эти результаты достаточно скоро, так что вернитесь в течение следующей недели или около того, если вам интересно.

Однако есть и обратная сторона: мы не знаем, перейдет ли Intel на новый сокет со своей линейкой процессоров Meteor Lake следующего поколения, и это считается еще одним огромным скачком в производительности. Это означает, что вы не сможете обновить свой процессор на той же материнской плате. Напротив, AMD только начинает работу над сокетом AM5 для Ryzen. Вы должны быть в состоянии получить пару вариантов обновления поколения на этой платформе. Однако Intel i9-13900K чертовски силен. В ближайшее время у вас не будет никаких претензий к производительности, что делает его разумным выбором для тех, кто в любом случае покупает новые системы каждые три-пять лет.

Оглядываясь назад на 12900K, 13900K, конечно, лучше, но это никоим образом не отменяет предыдущее поколение для игр. Raptor Lake кажется эволюцией чего-то, что уже хорошо.

Intel Core i9-13900K
9/10

Суммарно

Raptor Lake — впечатляющая и эффективная архитектура для игр. Он может работать с огромной частотой кадров, если у вас есть видеокарта для сопряжения с ним, но вам придется потратить большие деньги на всю систему, чтобы раскрыть производительность 13900K высшего уровня.

Отправка
User Review
0/10 (0 votes)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *