
CRISIS CORE FF VII REUNION — трагедия, которую ты не забудешь
После того как я прошел Final Fantasy XIII и Final Fantasy XV, решил сделать небольшой перерыв и для разнообразия быстро пройти StarCraft II. Но как это часто бывает, «быстро» не вышло — зато я разобрал стратегию вдоль и поперек. После этого я наконец перешел к приквелу Final Fantasy VII — Crisis Core Reunion, потому что он рассказывает, что было до событий оригинальной семерки и как все начиналось.
Я думал, что игра будет короткой. В целом так и оказалось, просто я сам затянул с прохождением. Но именно в этой небольшой по масштабу игре мне показали такую трагичную историю солдата Зака Фэйра, что временами в горле вставал ком. Обо всём расскажу подробнее.
Как всё началось
Оригинальная Crisis Core вышла в 2007 году для портативной консоли PlayStation Portable. Спустя годы, в рамках ремейка всей серии FFVII, в 2022 году выпустили ремастер этой игры. Меня удивило, насколько масштабную и содержательную игру сделали для портативки.
С самого начала я заметил некоторое сходство с Final Fantasy XIII: Lightning Returns. Возможно, дело в стиле или даже в участии схожих команд. Вот что объединяет:
- История одного главного героя (Лайтнинг и Зак)
- Система прокачки умений отдельно от уровня
- Общая структура и темп повествования
Хотя сходство скорее стилистическое — ощущается схожий подход к разработке, а не повторение идей.
Прежде чем взяться за Crisis Core, я знал о ремейке FFVII, о котором было много восторгов. Также я смотрел фильм Advent Children, но когда смотрел его в первый раз — почти ничего не понял: кто эти персонажи, о чём они говорят, зачем всё это? Только пройдя приквел, мне многое стало яснее.
Другие игры серии я трогать не стал — слишком объемно, чтобы влезать во всю хронологию. А вот FFVII выбрал, потому что игра стала настоящим культурным феноменом. И, как выяснилось позже, в ней есть свой культурный код — но об этом в другой статье.

Как в это играется
Боевая система здесь сразу выбивается из общего ряда, особенно если сравнивать с классическими пошаговыми Final Fantasy. Здесь ты в одиночку сражаешься против нескольких врагов — в реальном времени. Управление динамичное: уклонения, блоки, способности.
Для портативки — просто отлично. Даже на смартфоне играется хорошо. На ПК ощущается нормально, но если вы играли в современные экшн-RPG, то боевая система может показаться простоватой. Это не минус, просто стоит понимать контекст. Мне лично боевка понравилась.
Меня особенно затянуло развитие умений и система синтеза. Я завис в этом на пару дней: создавал новые заклинания, прокачивал способности, комбинировал. В какой-то момент я так перекачался, что основную сюжетку стал проходить за пару ударов. Видимо, игра рассчитывала, что игроки пойдут прямо по сюжету, а прокачку оставят фанатам. Дополнительные миссии здесь сделаны чисто для фарма — они все однотипные, проходятся из меню, карты линейные, сундуки почти всегда дают зелья. Сюжет они не раскрывают, просто дают возможность усилиться.
Особенности:
- Локации маленькие, в основном линейные — чувствуется, что это портативка.
- Есть мини-игры. Они немного разнообразят процесс, но не особо впечатляют. Некоторые слишком сложные, а какие-то настолько неочевидные, что я даже не понял, как в них играть.
- Иногда можно взять квесты у случайных NPC на улицах. Некоторые сбивают с толку, другие дают намеки на бэкграунд.
- Письма играют важную роль. Через них раскрываются детали сюжета, и я советую читать их — они дают много контекста.

Трагичная история одного солдата
И самое впечатляющее здесь это сюжет. Что удивительно, для такого сильного сюжета, нужна полноценная игра, а не такая ограниченная игра, которая сдерживает потенциал серьезного сюжета. Вообще лучше бы анимационный фильм сделали, потому что здесь вполне понятная и трогающая история.
Нам расскажут историю солдата Зака Фейра, и становление Сефирота, почему он стал таким. И на самом деле в каждом фрагменте это печальная история.
Зак он добродушный, наивный всегда веселый и на энтузиазме. Он хочет стать героем, и солдатом первого класса, как и его наставник Анжил. Нам также покажут кумиров Зака и других солдат, это Сефирот Генезис и Анжил, они солдаты ветераны. На них все равняются, их все уважают, солдаты любят их. У них даже есть фанклубы вне компании.
Но между друзьями происходит раскол, Генезис первый уходит из компании, и предает ее. Зак вместе с Анжилом пытаются его остановить. А потом и Анжил узнав некоторую правду о себе, тоже уходит вместе с Генезисом. А уже в последний момент теряется и Сефирот.
И в каждом фрагменте нам показывают почему ушли ветераны. Каждый из них узнав правду о себе, почувствовал предательство. Их жизнь была иллюзией, их все время обманывала компания. А правда сломала их.
Когда Генезис узнал правду, он стал злодеем, но не тем, кого переполняет гнев, он больше злодей по предназначению. Он сражается не потому что хочет, а потому что так надо. Он понимает, что в истории должен быть злодей, и что его мотивы посчитают злом. Хотя он хочет разрушить иллюзию для других, и открыть всем глаза. И в своей роли злодея он видит искупление. Единственный шанс для него — это быть злодеем, чтобы получить благословение богини, как сказано в его любимой пьесе «Нелюбимые».
Он раз за разом читает фрагмент, где злодей получает искупление выполнив свою роль. Это отражение его желаний.
Анжил это благородный солдат, у которого во главе стоит честь и справедливость. И когда он узнал правду о себе, жить с ней он не мог. Он не хотел быть злодеем, монстром, и решил просто сдаться, ведь смысл жизни потерян. И он приносит себя в жертву, умерев от руки Зака. Передав ему свое наследие.
Когда же Сефирот узнает правду, для него она такой же удар как для других его друзей. Но она его ломает. Он как ребенок, обозлившийся на весь мир, когда узнал, что ему всю жизнь лгали. Он идет к матери, и принимает ее наследие, и желание уничтожить весь мир.
Это трагичная история трех друзей, а Зак в этой истории находиться в центре этих событий. И он уже не понимает, что происходит, кто враги, и почему его кумиры ушли. Он пытается всех спасти, до последнего сдерживает меч, чтобы не обратить его против своих друзей и кумиров. В итоге он все равно теряет друзей, которые потеряли себя. Он остался один, но он остается таким же каким и был, до конца добродушный яркий, и жизнерадостный.
Его история это и внутренний конфликт солдата, которого учили убивать, и защищать, и когда ему говорят поднять меч на друзей, вот здесь и начинается конфликт. Ведь его учили убивать врагов, и защищать друзей, но почему теперь друзья стали врагами, ведь они верно служили «Синра», зачем от них избавляться. Это более глубокая история, чем может показаться. Когда нам показывают, что героев просто выкидывают, когда от них нет пользы. Это очень понятная история для самих Японцев, когда ты верен компании, но в итоге она тебя предает и выкидывает на обочину, словно мусор.
В этой истории мы также видим как связаны Зак и Клауд, что у них общего. И как Зака вместе с Клаудом, «Синра» использовала в своих цель, а потом выкинула, и Зак отдает свою жизнь защищая Клауда. Он остался верен не компании, а самому себе и чести солдата, и это все что у него осталось.
Мы также увидим, что у Зака есть романтические чувства к Айрис. И они даже нравятся друг другу. Этот момент меня удивил, так как японцы сдержанная нация, и часто романтические истории отводят на второй план. А здесь прям хорошо показали, как Зак знакомится с Айрис, как они проводят время вместе. И как они становятся близки друг друга. Но и эта история заканчивается печально.
В конце пути Зак теряет все, кроме себя, и этот огонь своей жизни передает Клауду.
Такая история близка всем, история солдата. Для нас людей чьи предки пережили Великую Отечественную, и мы росли на рассказах о военных подвигах и таких трагичных историях. Поэтому она трогает струны души, и проникает глубоко.

Что может оттолкнуть
Хотя Crisis Core: Final Fantasy VII Reunion — игра в первую очередь о чувствах и драме, есть моменты, которые могут показаться спорными.
Например, появление маленькой Юфи в побочных миссиях. Она будто бы вставлена «для галочки», как фан-сервис. Её присутствие не имеет влияния на сюжет, а контекст появления не вписывается в общий тон и атмосферу игры. Это создаёт ощущение инородности — будто персонаж из другого мира случайно оказался в этой трагичной истории.
Также мир игры подаётся через отрывочные сцены и намёки. Игроку сложно разобраться в устройстве этого мира, если он не знаком с основной Final Fantasy VII. Конечно, Crisis Core — приквел, и в этом смысле многое оправдано. Но для новых игроков, пришедших за самостоятельной историей, глубинный мир останется частично за кадром. Это может вызвать ощущение недосказанности и неуверенности — будет ли всё объяснено в полном ремейке, или нет.
Мифология в игре есть, и на удивление она подана сдержанно. Это редкость для серии. Вопросов она вызывает немного, потому что и уделено ей не так много места. И это, возможно, даже плюс — акцент сделан на живых людях, а не на богах и космических сущностях.

Итог
Crisis Core: Final Fantasy VII Reunion — это прежде всего история. История, которая ранит. История, которая остаётся. Она не просто рассказывает о героях — она показывает, как рушатся мечты, как из солдат делают инструменты, и как легко вычеркнуть человека из системы, даже если он был лучшим.
И пусть игровой процесс не вызывает восторга — он вторичен. Главное — эмоции, образы, атмосфера. Да, боёвка упрощённая, побочные миссии однообразны, а структура квестов порой утомительна. Но несмотря на это, игра цепляет. Именно эта внутренняя честность и делает её важной.
Её можно воспринимать и как самостоятельное произведение, и как часть огромной вселенной. Но главное — она работает как трагедия. Как честная драма, в которой вы проживёте путь героя, не потому что он победит, а потому что он останется верен себе — до самого конца.
Crisis Core: Final Fantasy VII Reunion
Резюме
Crisis Core: Final Fantasy VII Reunion — это очень глубокая история, именно она здесь играет важную роль, и как я полагаю на нее и сделали акцент. А игровой процесс для того чтобы история не была для вас голой, играется вполне прилично, не важно на чем вы будете играть, вы обязательно получите ту самую историю, которая останется с вами.