Обзор SOMA: Путешествие в мир научной фантастики и ужаса

Обзор SOMA: Путешествие в мир научной фантастики и ужаса

Обзоры

В этом обзоре мы рассмотрим SOMA, новую игру от шведской студии Frictional Games, известных своими атмосферными и пугающими проектами. Игра переносит нас в научно-фантастический сеттинг, предлагая уникальное сочетание философских вопросов о природе сознания и тела, напряженной атмосферы и глубокого сюжета. Разберем, удалось ли разработчикам сохранить фирменную атмосферу ужаса и добавить нечто новое в жанр хорроров.

Шведские разработчики из Frictional Games вот уже более восьми лет находятся на передовой в создании ужасов для игрового сообщества. Их проекты, такие как Penumbra и Amnesia, зарекомендовали себя как глубоко атмосферные, оригинальные и ужасающие. Однако с выходом SOMA команда решила проверить, как традиционные методы создания ужаса могут сочетаться с научно-фантастическим сеттингом, что привлекло внимание как старых поклонников, так и новых игроков.

Дата выхода: 22 сен. 2015 г.
Оценка: 82
Платформы: Windows, PlayStation 4, Linux, MacOS, Xbox One
Режим: Однопользовательская игра
Жанр: survival horror
Разработчик: Frictional Games
Издатель: Frictional Games
СайтSteam

О чем тут

В гейм-дизайне существует мощный приём, который заключается в добавлении сценок с главным героем, посвящённых выполнению простых и незатейливых действий. Эти моменты повседневности, такие как прогулка Майкла с сыном в GTAV или попойка в «Ведьмаке 3», а также множество сцен из интерактивных кинематографических игр типа Heavy Rain, глубоко увлекают и погружают игрока в события, делая его непосредственным участником игрового процесса.

SOMA от Frictional Games начинается с привлекательного «бытового» пролога: главный герой просыпается в уютной современной квартире, окружённой десятками мелких предметов, книг и фотографий, которые можно исследовать и повертеть в руках. Эти вещи тонко передают историю протагониста — обычного канадского парня Саймона Джаррета, работника книжного магазина, пережившего черепно-мозговую травму в автомобильной аварии. Его повседневные дела — визит к доктору, процедура сканирования мозга, чтение электронной почты, поездка в метро и прогулка по пустым больничным коридорам — ненавязчиво вовлекают игрока в атмосферу игры.

После повседневной завязки начинается в SOMA совершенно неожиданная и загадочная обстановка. Сразу после сканирования мозга главный герой оказывается в безлюдной лаборатории, находящейся на дне океана. Эта неожиданная смена места действия вызывает вопросы о том, является ли это погружением в глубины подсознания или результатом неизвестных внешних обстоятельств, которые могли быть забыты Джарретом.

SOMA представляет собой визуализированный мысленный эксперимент, аналогичный современной философии сознания, начинающей размышления с предположений о том, что сознание может быть отделено от своего носителя, что его можно «скопировать», что возможно создание электронного аналога мозга, и что человечество может находиться на грани гибели. Эти вопросы, поднятые в игре, касаются отношения сознания и тела, самоидентификации личности и глубин человеческой сущности, предлагая ответы, которые оставляют после себя почву для размышлений даже после завершения игры.

В финале SOMA загадочное и многозначительное повествование укладывается в линейную цепочку, ответив на многие вопросы игры мощным аккордом. В ходе прохождения игры мы сталкиваемся с многочисленными выборами, которые, казалось бы, должны повлиять на исход сюжета, но финал остаётся одним, и наши решения не влияют на развитие сюжета. Это может вызвать разочарование, но, вероятно, таков был замысел авторов. Завершение SOMA неоднозначно и не поддается однозначной оценке — оно подводит игрока к смирению с мыслью о невозможности понимания устройства сознания на фундаментальном уровне и о фиктивности веры в незыблемость и уникальность личности.

Ужасы на станции

Итак, на старте SOMA мы встречаемся с высоким уровнем присутствия, качественным научно-фантастическим сеттингом и глубоким сюжетом, полным интриги. Сначала игра не производит страхового эффекта, но это изменяется задолго до появления первых монстров. Frictional Games придерживаются своих принципов, поддерживая интерфейсный минимализм, отказ от оружия и карты в пользу создания атмосферы ужаса. Инвентарь игрока остаётся практически пустым, что подчёркивает беспомощность и отсутствие возможности нападения на врагов.

Визуальный дизайн монстров в SOMA оригинален и соответствует общему научно-фантастическому сеттингу игры, представляя жуткие кибернетизированные формы из железа и человеческой органики. Твари имеют разные логики поведения: одни реагируют на звук, другие на взгляд игрока. В тёмных коридорах их контуры едва различимы, и их появление вызывает помутнение зрения у героя. Каждый монстр имеет свою уязвимость, что требует тщательного исследования и добавляет адреналиновых всплесков в процесс прохождения.

В SOMA количество встреч с монстрами ограничено, но игра умело поддерживает напряжение даже без их присутствия. Шорохи, крики из ниоткуда и великолепно выполненная звуковая атмосфера делают игру особенно пугающей, лишая игрока психологического равновесия главным образом через аудиофон.

В SOMA отсутствуют обычные «скримеры», где страх вызывается мимолётной реакцией на кульминационные моменты. Здесь страх глубже укоренён в непонимании и таинственности мира игры, подобно Alien: Isolation. Игрок и главный герой ощущают одинаковое неведение относительно того, как функционирует этот мир и чего ждать от его принципов.

Хорошо проделанная работа

Геймплей SOMA ближе к концепции Amnesia: A Machine for Pigs, разработанной The Chinese Room. Игра уделяет внимание рассказу, созерцанию и атмосфере, чем активным стелс-элементам. Стелс-геймплей здесь примитивен и встречается редко. Отличительно то, что разработчики отказались от популярных в хоррорах последних лет укрытий, таких как спрятаться от монстра в шкафу или под кроватью.

Безусловное достоинство SOMA проявляется в его убедительности, тщательно продуманном мире и логической цельности. Каждый персонаж, локация и монстр имеют свою собственную историю, раскрываемую через найденные записки и фотографии. Дизайн уровней, будь то лабораторные коридоры или морские глубины, впечатляет своим вниманием к деталям, многие из которых уникальны и не повторяются в различных частях игры. Изучение этих мелких деталей не является обязательным для прохождения, но необходимо для полного погружения в атмосферу и полного понимания происходящего.

В общем, повествование SOMA от Frictional Games близко к совершенству, но имеет некоторые шероховатости в геймплейной и сюжетной составляющих. Например, линия с учёными, решившими уничтожить компьютерный интеллект, кажется немного притянутой за уши, а история с девушкой Джаррета из стартового ролика не получает должного развития, хотя упоминается в одном эпизоде. Редкие головоломки также оставляют ощущение незавершённости. Тем не менее, эти мелочи не разрушают общую атмосферу игры.

Итог

Игры вроде SOMA способствуют развитию художественного вкуса и воображения. Хотя от Frictional Games мы вновь получили отличный хоррор, их новое творение выходит за рамки обычной комнаты страха или survival-аттракциона, наподобие Alien: Isolation. SOMA не только тестирует нервы игроков, но и предлагает глубокую историю, которая заслуживает внимания тех, кто ценит произведения в духе книг Станислава Лема.

Плюсы

  • Глубокий сюжет: SOMA предлагает интригующую историю, затрагивающую философские и научно-фантастические темы, такие как природа сознания и тела, идентичность и сущность человеческого бытия.
  • Атмосфера и аудиодизайн: Игра создаёт уникальную атмосферу страха и напряжения, опираясь в значительной степени на звуковой дизайн и психологический эффект.
  • Визуальный стиль и дизайн уровней: Окружение в SOMA выполнено в стиле научно-фантастического ужастика, с проработанными деталями и оригинальным дизайном.
  • Интеллектуальные вызовы: Несмотря на отсутствие сложных головоломок, игра предлагает игроку размышления и расследование, что способствует глубокому погружению.

Минусы

  • Недостаточное развитие некоторых сюжетных линий: Некоторые аспекты истории могут показаться недоработанными или притянутыми за уши, что может разочаровать игроков, ожидающих более полное раскрытие некоторых моментов.
  • Ограниченные возможности взаимодействия: В игре ограниченные возможности воздействия на окружающий мир и на персонажей, что уменьшает ощущение свободы и влияния на происходящее.
  • Медленный темп и некоторая монотонность в геймплее: Для некоторых игроков могут показаться слишком медленными темп и повторяющиеся действия, что может вызвать усталость от прохождения.
  • Ограниченная переиграбельность: После первого прохождения игра может потерять свою привлекательность из-за ограниченных вариантов развития сюжета и конечного исхода.
SOMA
8/10

Резюме

SOMA — это выдающийся хоррор, который предлагает не только напряженную атмосферу и продуманный мир, но и глубокий сюжет, заставляющий задуматься о природе сознания и самоидентификации. Несмотря на некоторые сюжетные шероховатости и примитивный стелс-геймплей, игра удерживает внимание благодаря своему увлекательному повествованию и великолепному дизайну уровней. Это не просто комната страха, а настоящее философское приключение, обязательное к прохождению для всех ценителей качественных историй и атмосферных игр.

Отправка
User Review
0/10 (0 votes)

Добавить комментарий