
LIGHTNING RETURNS FINAL FANTASY XIII – Последняя вспышка молнии
После прохождения части Final Fantasy 13-2, я сразу перешел к заключительной части трилогии, о Лайтнинг. Как только начал играть, мне сразу все понравилось. Разработчики переделали игру, сильно, поэтому она отличается по игровой механике, в целом играется отлично, и хорошо закрывает трилогию, но не без минусов. Расскажу о своем опыте далее.
Немного мистики
Основная идея в Final fantasy как видно из названия, это всегда окончательная история, когда что-то заканчивается, я не играл прошлые части, но в целом затрагивается тема «последней фантазии», кажется все части FF это всегда разные по историям игры. А в 13 части это вывели на новый уровень. Потому что в Таро цифра 13 связана со смертью и перерождением. О чем будет видно по всей истории FF13, тема конца и перерождения здесь начинается с первой части. Вторая часть эту тему не раскрывает, потому что сменилась команда разработчиков, как я полагаю, в итоге игра превратилась в мешанину, о чем я писал. А вот Lightning Returns, вернулась уже достойным продолжением темы, как по игровой истории, так и по геймплею. И в 13 части, тема смерти и перерождения, а главное цифру 13 раскидали по всей игре, например будет миссия, где вам нужно проверить 13 циферблатов, а также будет тема с тем, что раньше было 13 часов. Ну и, согласно таро, часто будет раскрываться тема «13 аркана» смерть и перерождение.
Последняя история
В этой части нам действительно возвращают Лайтнинг, мы будем играть только за нее. В прошлых частях ее плохо раскрыли, если быть точнее, в первой части ее характер был не до конца понятен, потому что общий фокус был на других персонажах. Во второй части ее вообще не было. А вот уже в 3 части нам полноценно начнут раскрывать Лайтнинг ее характер и внутренний мир. И мы увидим, что она переживает, из-за изменений отсутствия чувств, что понимает, что внутри нее пустота, и она уже просто как орудие, марионетка, выполняющая приказы. И это хорошо показали. Хорошо раскрыли тему сестер, хотя не настолько ярко, как это делают в других произведениях, просто показали один шаблон отношений сестер. Лайтнинг это строгая старшая сестра, которой непозволительно быть слабой, и она заботиться о хрупкой младшей сестре, и готова пойти на что угодно ради нее. И образ получился вполне точным, и логичным, вериться в ее переживания.
Там также покажут маленькую девочку Люмину, (Японцы помешаны на меленьких девочках, вы это можете увидеть по многим другим произведениям), она сильно напоминает меленькую Сэру, младшую сестру Лайтнинг. И она не понимает кто она такая, а я все время думал, «да это же Сэра, твоя сестра, что тут непонятно». Думалось мне что разработчики здесь схалтурили, и пытаются драму вытянуть, а оказалось, что все совсем не так как я думал, меня удивили.
Вы встретите всех персонажей что были в прошлых частях, вы не сможете за них поиграть, но сможете с ними поговорить, выполнить их миссии, помочь им. И узнать их истории, что было с ними пока вас не было. В основной мисси им дадут не так много места, потому что в этой игру упор сделан только на Лайтнинг, поэтому остальные здесь как дополнение, они сыграют важную роль только в конце истории.
Что особенно радует, для любителей больших игр, здесь много побочных заданий, с интересными историями. Это не обычные задания, принеси-подай, это полноценные истории, и различные задания, например, есть миссия, где вам нужно загнать овец в загон, играть на перегонки с мальчиком, и много других интересных заданий.

Но здесь есть и минус, история Лайтнинг в общем понятна, раскрыли ее отношения к сестре, ее характер и внутренний мир. Показали ее переживания, и желания. Но в плане мифологии, тут такой бардак, есть Бог, была богиня, новый мир, перерождение, больше похоже не переселение, почему-то бог оказался плохим, потому что хотел создать людям новый мир, а потом люди его как бы убили, чтобы мир достался только людям. Я значит смотрю на это все, и как-то понять не могу, а по каким законам работает этот мир. Это действительно последняя фантазия, но это такая фантазия, что сложно в голове укладывается. По моему мнению и восприятию тут нет четко работающей формулы мира, чтобы я мог ее понять. Возможно, другим игрокам это будет понятно, лично я не понял, как это все функционирует, и почему бог хотевший создать новый мир людям, оказался плохим. Да и вообще, как его люди смогли победить, тоже непонятно. В общем спагетти из непонятно мира продолжается от второй части.
В плане сюжета первая часть была самая нормальная, потому что там были разные существа, но особо не парило как это все работает, потому что общие посылы понятны, есть непонятные существа, которые тиранят людей, их нужно победить, чтобы люди стали свободны от тирании. Вполне понятная формула, там не было богов, там были какие-то механические роботы, у которых магические способности. И это нормально заходит, потому что особо тебе не объясняют, и не усложняет понимание простой формулы. А дальше, они попытались развить идею, но больше в плане игры, а не сюжета. Потому что пошла мешанина, вопросы копились, а ответов не было, и кульминация Lightning Returns в том, что ответов так и не дали. Потому что про бога мы узнаем только в этой части, в прошлых частях не было о нем разговора в сюжете, ну только как миф. Им стоило идти по той же формуле, чтобы накал на спадал, давать рабочую формулу, и остальное просто опускать.
Потому что во второй части, враг уже взят из потолка, и остальное мироустройство, работает просто так, без объяснения. Эта же схема продолжается в заключительной части трилогии, враг снова взят из потолка, потому что его злость непонятна, он не хотел сделать ничего плохого, он, наоборот, помогал получается, а из него злодея сделали, просто «потому что». А потом еще злодея из 2 части показали, который стал хорошим, тоже «потому что».
Возможно все дело в том, что первую часть, делали специалисты, и по работе это видно, игра отличная. А вот вторую часть делали, дилетанты, или студенты, которые первый раз работают над крупным проектом. Я исхожу из того, что мне дали, и по конечному продукту складывается такое впечатление. И после шквала критики, снова пришли специалисты, которые хоть как-то попытались закрыть дырки второй части. Частично у них получилось, а частично нет. В целом если это пропустить, именно конечный момент, и мифологию в целом, играется хорошо, о чем будет дальше.

Техническая сторона и игровой процесс
Изменений много и это видно с самого начала. Изначально это была строгая ролевая игра, с четкой привязкой к ролям, которые гибко менялись в процессе, что было просто шикарно на мой взгляд. А Lightning Returns превратили в боевик, теперь здесь нет ролей, вы сражается как в одиночку, используя разные приемы. Оставили шкалу действий, поэтому игра не превратилась в слешер, а обычный средней динамики боевые действия. Приемы остались как в прошлых частях, визуально они так и выглядят, магии вообще не поменялись. Поменялись только физические приемы с мечом, выглядят они эффектно, их много. Есть возможность встать в защитную стойку, и стоять. Напоминает «Dark Souls», шкала действий похоже на выносливость, и мы используете разные приемы, которые используют эту выносливость, например, слабые удары, используют 5, а тяжелые 50, и вам нужно следить за шкалой, чтобы грамотно использовать свои приемы. С другой стороны, в «Темных душах» у вас только 1 набор брони для использования, а тут целых 3 варианта разной брони, которые меняются прямо во время боя, и вы можете менять приемы, это добавляет гибкости бою. Вы можете менять защиту и атаку, играется отлично, мне лично бои не надоедали до самого конца.
Так как поменяли игровой процесс, поменяли и экипировку, теперь броня и оружие дают разные бонусы, они отличаются по виду, и по характеристикам. И от вашего снаряжения зависит ваши характеристики, типичной прокачки тут нету, уровней тоже нету. Но тема с броней и оружием мне понравилась, броня имеет разный вид, и характеристики, это и красиво, и практично. Мне лично отлично зашло, тоже самое касается щитов и оружия. Это также открывает разные билды для построения тактик боя.
А вот способности вывели в отдельную категорию, они не привязаны ни к чему, и вставляются/одеваются отдельно, у них есть уровень, и возможность улучшения. Падают они с разных монстров, поэтому надо будет сражаться часто, чтобы получить разные способности. Хотя тут есть проблема, на мой взгляд, уровень прокачать непросто, хотя дальше по игре, вам будут падать уровни выше, можно не качать, но, если захочется нужны ресурсы, а их выбивать надо, у них шанс дропы малый. Для прокачки 2-3 уровня, еще можно найти ресурсы, для больших уровней, надо много фармить чтобы получить ресурсы. Но я так понял, это было рассчитано на «новую игру+». До 3 уровня вам за одно прохождение упадут, а вот выше это уже редкость.
Улучшения характеристик тут есть, и они даются за прохождение миссий, много дают за прохождение основных миссий, средне за побочные, и совсем мало за третичные. Поэтому есть резон выполнять побочные миссии.
Технически, первая и вторая часть выглядели устаревшими, а вот Lightning Returns уже выглядит лучше, текстуры лучшего качества, и не выглядят смазанными как это было в прошлых частях.
Камера теперь вращается только с клавиатуры, мышка здесь не используется совсем. Но это не выглядит неудобным, в целом играть с клавиатуры вполне приемлемо, особых проблем я не встретил. Поэтому плеваться не стоит, играется отлично, и выглядит прилично.

Мой опыт прохождения
Я когда начал играть, все мне понравилось, а потом меня кинули в мир и сказали, «торопись, а то просрешь» я когда таймер увидел, меня это не порадовало, не люблю, когда подгоняют. Я начал материться, бегать как ошпаренный, игру ведь изучить надо, локации обойти, понять, что к чему, миссии взять. А тут таймер, это мне не понравилось. А потом оказалось, что это вообще не проблема. Игровой процесс мне понравился, играется хорошо, даже отлично, приятно, каждую битву было интересно, ведь много разных оружий, и брони, все хочется попробовать, и билды построить еще надо. Но надо признать, вам понадобиться прохождение, потому что я сперва сам все проходил, а потом все же залез в прохождение, и начал через них, чтобы время не терять. Локации большие, так еще и в разное время приходиться искать разных врагов, и НПС которые решат миссию, или дадут ее. А то ведь побочные миссии непонятные, они на картах не отображаются, бегай ищи сам. В целом часть миссий можно выполнить самому, что я и сделал. А часть пришлось через гайды искать, потому что тут есть очень непростые миссии.
А еще основные миссии можно делать в любом порядке, я начал с первой, а потом взял 5, и выполнил ее. Хотел по порядку пойти, но в итоге по-разному выполнил, и это никак не повлияло на прохождение. Хотя у них нумерация есть, вот только зачем она нужна, можно было нумерацию не давать, если это никак не отражается на игровом процессе.
В некоторых местах пришлось даже читернуть на ХП, потому что есть один враг, очень сложный, это пожиратель земли/чокобо эта скотина такая сложная, в обычном режиме все зелья уйдут на одну битву. А есть усиленная версия, вообще непроходимая.
В остальных боях не сложно, легко проходятся многие бои, даже боссы не сильно сложные. Они достаточно сложные будут, но проходимые.
Вообще многих битв можно избежать, раз уровня тут нет, поэтому сильной нужды в боях нету. Что в целом решает проблему второй части, там вам в лицо кидали врагов, а тут они появляются на расстоянии, и вы можете подумать, стоит вам драться или лучше обойти. Это прям хорошо, у вас есть выбор, от этого игровой процесс не утомляет.
Вообще тема с временным ограничением сперва меня напрягла, но в итоге оказалась что времени хватит чтобы выполнить большую часть миссий. И вот тут игра меня утомила в плане длительности, я в ней провел 60 часов, не все часы честные где-то 5-10 часов можно списать, но в целом для меня это много. Обычно я играю в игры, которые проходятся за 24-36 часов, и такие длительные игры очень редко встречаю, и меня обычно не хватает на долго. Все-таки надо работать, я не могу как раньше сутками играть. Поэтому после работы поигрываю по немногому. Из-за этого я не привык к длительным играм. Другое дало, если бы игра меня затянула, тогда я бы еще мог там с удовольствием сидеть, а Lightning Returns интересна, но не настолько чтобы прям залип в ней. Но здесь стоит отметить, что вы можете пробежаться по основным миссиям, и просто пропустить другие миссии, тогда за 24 часа вполне пройдете.

По итогу
Меня концовка удивила, они в Lightning Returns оставили намек какой-то, возможно на 14 серию, она онлайн, но может в этом мире или как-то связана с серией, вообщем непонятно зачем это было нужно. Да и целом концовка вся странная на мой взгляд.
Это лишь спекуляции, но есть некоторая информация о ремейке или ремастере трилогии о Лайтнинг, может ее историю переделают как Resident Evil, и она будет лучше выглядеть. Но сама трилогия маловероятный кандидат на эту роль, возможно переделают не всю трилогию, а только первую часть, потому что только она была успешна по продажам, или сделают только ремастер графический, всей трилогии.
Если говорить о том стоит ли вам погружаться в эту игру. Стоит ли играть всю трилогию, или выбрать какую-то одну часть. Могу посоветовать так, можете пройти первую и третью часть трилогии, вторую смело можете пропустить. Потому что она сильно разочаровывает и не дает приятный игровой процесс. Да и вы ничего не потеряете в плане сюжета, потому что он не выглядит цельным, играя первую и третью часть, вы все ровно получите нормальную картину сюжета, и она будет выглядеть более лучше, чем со второй частью.
Конкретно Lightning Returns играется хорошо, воспринимается тоже, вполне приятно играть, и местами даже очень интересно. Если понравится, есть «новая игра+» и много побочных заданий, которые необычные, и вполне интересные. А если сильно не затянет, можете быстро пройти сюжетку, и закончить, в целом достойная игра, ее можно попробовать. И как продолжение тоже удовлетворяет.
LIGHTNING RETURNS FINAL FANTASY XIII
Вердикт
LIGHTNING RETURNS FINAL FANTASY XIII — это хорошее продолжение, в отличие от второй части. Есть некоторые минусы, в плане сюжета и концовки. Но в плане геймплея, вполне интересная игра, в которую можно погрузиться, я рекомендую.