Pillars of Eternity
Пришел я к Pillars of Eternity не просто так, я не очень хорошо знаком с партийными rpg. А уж тем более с классическими rpg старой школы. То есть очень давно я играл в разные rpg, но точно не в подобные. Как-то я решил попробовать neverwinter nights 2, в целом у меня были двойственные ощущения от игры. То есть это игра от той же obsidian, тоже партийная rpg, но вышла в далеком 2006. И мне не понравилась графика, но сам процесс мне понравился. И я подумал, наверное, сейчас есть что-нибудь похожее, с более лучшей графикой, и другими улучшениями, и современное. И я был прав, я открыл вики obsidian и узнал, что у них было выпушено несколько игр, одной из них как раз оказалась Pillars of Eternity. И я попал в яблочко, потому как эта игра в точности похожа по процессу на neverwinter nights 2, только другой сюжет, и как я предполагал, процесс улучшен, да и графика получше.
И я начал свое приключение в Pillars of Eternity, я также узнал, что эта игра считается лучшей в своем жанре, на момент выхода. И я с этим согласен, игра действительно великолепная, я не могу сравнить игру с классическими играми, которые выходили еще в 90-х и которые также считаются лучшими. Я лишь могу оценить игру как самостоятельный проект в жанре партийных rpg. В игре все сочетается плавно, и гармонично, в игре достаточно всего. А главное я не увидел недостатков в игре, хотя может они есть, но вот чтобы я обратил внимание на какой-то момент в игре, и сказал вот здесь все плохо, такого не было. Процесс мне полностью понравился, я прошел игру всю, облазил все локации, попробовал разные сложности, и выполнил 95% всех игровых заданий включая dlc.
И партийные rpg, это не тоже самое что и обычные rpg, и это совсем не похоже на игры подобные diablo. Вы будете управлять не одним персонажем, у вас их будет 6, но конечно не сразу, постепенно походу игры к вам будут присоединятся разные персонажи. Но это не самое начало начнем с начала.
История и мир игры
Все начинается как обычно бывает в книгах, повествование очень похоже на книжное, и главное книжка то интересная, ой то есть сюжет игры. Вы начинаете в лагере, с людьми, которые направляются в том же направлении что и вы, но вы лишь знакомые не друзья. Тут начинается обучение процессу.
Естественно начинается небольшая заварушка, после чего вам надо выжить, убегая и выживая, вы находите себе двух компаньонов, которые будут с вами, я думал, что они останутся уже до конца, но вот незадача, я ошибся. Что с ними случится я рассказывать не буду, это вы уже узнаете, когда будете играть. Но дальше вы случайно встречаете тайный ритуал, и вот оно самое начало сюжета. Все заканчивается загадкой, ну а дальше вы должны разобраться что к чему.
Сюжет очень интересный, тут есть много религии, но только не думайте, что религии, которые вы знаете. Естественно сюжет связан с религией фэнтезийного мира, интересно изучать это все, сюжет постоянно держит вас в состоянии, когда вам хочется узнать, что же будет дальше, и к чему это все приведет. И хотя, придя к концу вы получите ответы на свои вопросы, но в тоже время не все будет так ясно как хотелось бы. Лично я, когда дошел до конца получил ответ, на главный вопрос. Например, что движет главным антагонистом игры, и какова его цель, но в тоже время ответ утвердительный на другой вопрос не получил. Я не буду раскрывать вам сюжет игры, скажу лишь то что весь сюжет продуман хорошо, и за ним интересно не только наблюдать, но и участвовать в нем, разгадывая загадку, и находить ответы на вопросы.
Сюжет подается очень хорошо, иногда в процессе вам встречаются вставки, прям как в книге, да и оформлены они прямо как из книжки. И это очень интересная часть. Также каждый акт сюжета тоже рассказывает вам много всего, а подается как рассказ от автора. Поэтому подача очень интересная и впечатляющая, я подобного не встречал. Является ли подобная подача, и оформление нововведением, или так было в классических партийный rpg, я не знаю. Так как в том же never winter nights 2 такой подачи не было.
Вы также можете получить информацию не только о сюжете, но и самом мире игры. Вы можете разговаривать со всеми персонажами в игре, которых встречаете. Только от некоторых npc, вы будете получать много информации, это ключевые персонажи, связанные с заданиями. И вы также можете получить немного информации от прохожих вокруг, это не ключевые персонажи. Вы также можете видеть, как беседуют люди вокруг, и подчерпнуть информацию от них. Только я особо внимания на это не обращал, обычно пропускал. Иногда получалось подобное засечь, просто подобное бывает не часто, поэтому и пропускал. Не всегда сразу понятно важная информацию у прохожих или нет, а так они болтают всякое постоянно, поэтому со временем уже не обращаешь внимания на это.
Ключевые персонажи, связанные с заданием, они озвучены, что делает атмосферу игры и получение сюжета намного лучше. А вот персонажи, связанные с дополнительными заданиями, не озвучены, но эти задания не особо важны. А заданий в игре так много, я выполнил большую часть, и поэтому очень хорошо знаю о них. Это какие-то отдельные истории разных личностей связанных с миром, хотите узнать их историю помочь им, все это зависит от вас.
В игре есть книги, которые рассказывают вам много всего интересного, если вы хотите глубокого погружения, тогда вам стоит их читать. Я читал лишь некоторые, те что были мне интересны, и, хотя книг не так уж и много, информации в них много, читать все я не хотел. Кроме этого у каждой уникальной шмотки, есть история, которая также описана вместе с характеристиками оружия. Поэтому информации о мире игры очень много. Этот фэнтезийный мир очень многогранный, и его представили вам очень хорошо.
Кроме этого у каждого вашего спутника есть своя история, свои задания, которые вы можете выполнять, а можете не выполнять. У вас полная свобода действий в игре, я бы не сказал, что вы чем-то связаны, при разговоре у вас огромное разнообразие вариантов ответов. История каждого персонажа очень интересная, мне понравились все персонажи, я никому не отказывал и брал всех, выполнял миссии всех. Вы глубже узнаете своих спутников если будете выполнять их задания, кроме этого с ними можно беседовать на разные темы. И тут я вам скажу, что разговаривать с некоторыми компаньонами очень интересно, меня позабавил Херавиас, беседы с ним были очень веселыми. Я думаю, и вы не раз будете смеяться, беседуя с ним. Компаньоны также беседуют между собой в приключениях, и беседы Херавиаса с другими также вас позабавят.
Процесс игры
Создание персонажа
Сначала вы создаете себе персонажа, выбираете класс, навыки способности, и распределяете основные очки физических характеристик. Тут надо упомянуть что физические характеристики (сила ловкость и т.д.) с уровнем не увеличивается, их можно увеличить лишь на немного шмотом, и есть временные воздействия. Но можно увеличить другие характеристики (знание скрытность и т.д.), с повышение уровня вам дают очки, которые можно вложить в эти характеристики. Но эти характеристики не являются основными, они вспомогательные. То есть в битве они не особо полезны, в основном они полезны в прохождении миссий. Например, механика дает возможность взламывать замки и обезвреживать ловушки. Но и только, в бою механика не нужна. Иногда при прохождении миссий и общении с npc появляются дополнительные варианты, связанные с одной из характеристик.
Создание персонажа очень разнообразное, вы можете выбирать много всего кроме класса, расу, а также место рождения, и это дает разные + к вашим характеристикам. Также можно выбрать, даже не знаю, как сказать, стиль жизни, наверное, я лучше приведу пример чтобы было понятно. Например, ваш персонаж может быть аристократом и это дает вам + к характеристике знания, или фермер что дает + к силе.
Самих классов в игре очень много, в отличие, от других игр, например, есть Монах, мастер рукопашного боя и грубой силы. По сути это мастер боевых искусств, и способности у него соответствующие, он дерется голыми руками, и это дает ему много преимуществ. Также его способности дают ему возможность использовать ноги, и усиливать тело и защиту. Я выбрал главного персонажа именно этим классом. Стоит ли перечислять другие классы, я даже не знаю, думаю если решите поиграть в эту игру, то вам нужно будет уже почитать подробные статьи о классах. Отдельный гайд по классам, например, сам я подробно описать все классы не смогу, потому что много, да и я не могу дать рекомендации, у меня не хватает знаний.
Но ни один из классов не ограничен по использованию оружия, или шмоту, хотите дать варвару Жезл, пожалуйста, хотите дать Двуручный меч магу пожалуйста. Настройка и возможности игры очень гибкие, и вы можете дать персонажу все что пожелаете, конечно вы не можете дать магическую книгу варвару, так как это только для мага, ограничения есть, но их не так уж и много. Развитие персонажей также очень гибкое, есть классовые способности, а есть универсальные, которые помогают разнообразить тактические возможности. Конечно каждый класс обладает своим преимуществом, например, рейнджер отличный лучник, но это не значит, что он должен стрелять только из лука, ему можно дать более легкое оружие и шит, так он может сражаться в ближнем бою при необходимости.
Выбор и возможности
Как я уже упомянул у вас будет полная свобода действий в игре. Вы вольны поступать так как пожелаете. Хотите быть грубым и убить кого-нибудь, никто вас не оставит. Хотите помочь, все в ваших руках. Даже в разговоре у вас огромное количество вариантов ответов, которые открывают большое разнообразие прохождения миссий. Вы можете решать все мирно, и даже не вступать в схватки, а можете наоборот бить всех, кого захотите или кто вам не понравится. Можете быть нейтральным, выбор большой, каким путем пойти вы можете выбрать сами. Подобное делает процесс игры очень интересным, и это подойдет, наверное, всем.
Иногда ваши компаньоны будут не согласны с вами, иногда будут согласны, иногда они будут добавлять свою точку зрения во время ваших бесед с npc. Но если вам не нравится компаньон, вы можете просто не брать его с собой, или можете выгнать, когда пожелаете. Взамен можете взять себе наемников, разных классов. Наемников можете брать даже если у вас есть компаньоны. Наемники всегда будут на уровень ниже вашего. Нельзя нанять персонажей вашего уровня или выше, а ниже уровня можете взять любого, начиная от первого уровня. Как компаньонов, так и наемников вы будете улучшать сами, можете сделать авто настройку, но я делал все сам. Так более полезнее, потому что в бою вы будете ими управлять, и решать какими способностями пользоваться.
Тактическая часть и боевые действия
Так как это партийная rpg, и вы можете управлять каждым персонажем, тактическая составляющая в игре очень важна. И имеет серьезное значение, в некоторых тактических играх, тактическую составляющую можно просто пропустить. Например, Down of war 2, хотя это тактическая стратегия, можно побеждать используя грубую силу. Но в этой игре, тактической составляющей, полностью пренебречь, не получится. Я также забыл упомянуть что Pillars of Eternity не пошаговая, бои проходят в реальном времени. Но можно поставить паузу, а также замедлить бой, чтобы легче было управлять персонажами, и составлять тактику боя.
Конечно боевка зависит от сложности, которую вы выберете. Я начал играть на средней, было очень тяжело в начале. Дальше, когда я нашел хороший шмот, и прибавились компаньоны, стало намного легче. Иногда побеждал грубой силой если враги слабые, иногда приходилось прибегать к разным хитростям. Например, я отвлекал 1-2 врагов от толпы, уводил в комнату, где были мои ребята, и мутузил так врагов понемногу. Если врагов много, находил узкий проход, и заводил врагов туда, чтобы они не могли напасть на меня все вместе. Это самые легкие примеры, тактических вариантов очень много, и разные классы персонажей в команде очень важны. Нужна поддержка, хилер, танк для создания хорошо работающей тактики. Вы можете собрать в команду только танков, но сбалансированная команда противника, в которой есть маги и танки, разнесет вашу команду на раз. Со мной такое было не раз, приходилось сражаться снова и снова. Искать подходящую тактику, для победы.
Но на средней сложности бои разнятся, от сложных до легких, если это босс, тогда будет сложно, если это просто охрана, тогда будет легко. На легкой не играл, потому что не было нужды. Но сложность можно менять походу игры. Поэтому никаких проблем с тем чтобы игру пройти, если посередине игры вам станет очень сложно. Сложностей 5, и я не советую вам выбирать сложность «Путь проклятых», если только вы не хардкорный игрок партийных rpg. Эта сложность как раз для хардкорщиков, а для новичков подойдут первые 4, да и «Путь проклятых» нельзя понизить походу игры. Также в игре есть небольшая проблема, когда я играл на среднем, и неплохо прокачался, при переходе на новый акт, игра предложила мне повысить сложность, потому что мой уровень был слишком высокий для средней сложности (он не был максимальным). Но игра предлагает вам не высокий уровень сложности, а сразу «Путь проклятых», но в предложении об этом не упоминается. Я решил попробовать и стало так сложно, что первые враги разнесли меня в пух и прах, с трудом я их победил, но следующие враги в той же локации, были вообще непреодолимы для меня.
И это я считаю серьезная проблема, зачем предлагать хардкорную сложность, если я новичок, да и уровень не максимальный. Ведь и на среднем мне не было слишком легко, было действительно средне, даже если уровень у меня был высокий. Я ручками повысил сложность до высокой, и стало уже хорошо, стало конечно сложней, но бои стали интереснее. Тактика нужна была уже намного чаще, но иногда все ровно получалось побеждать грубой силой. Кстати я повысил сложность, когда у меня был максимальный уровень, и даже при этом было не легко побеждать, поэтому высокий уровень сложности вполне себе достаточный для обычных игроков.
Также если не хотите управлять боем сами, можно настроить ИИ, и ваши спутники сами будут искать врагов, вступать в бой, использовать способности. ИИ настраивается отдельно для каждого спутника, и включается также отдельно для каждого. Но даже при включенном ИИ вы все ровно можете управлять любым членом отряда.
В игре есть и стратегическая часть, ее конечно мало, но она очень хорошо дополняет основной процесс игры. В процессе игры у вас будет замок, который нужно отремонтировать, это даст вам постоянное место, в котором вы можете держать спутников, и менять по необходимости, закупаться товарами, пополнять припасы, зарабатывать валюту, и получать временные бонусы.
В замке у вас также будут иногда будут посетители, которые дают + вашей репутации. А также часто у вас будут задания, которые высвечиваются только в замке, на которые можно отправлять спутников, которые находятся в замке. Это очень интересные истории, а также там можно получить очень неплохие вещи, опыт и валюту.
В своей команде вы можете держать только 5 спутников +вы сами в итоге 6 персонажей. Но вы можете как нанять в отряд наемников, или держать в замке тех спутников, которые не помещаются в отряд. Ваши спутники будут разных классов, поэтому менять их вам придется в любом случае для составления тактики, и при необходимости. У вас будут спутники почти всех классов кроме двух, но два последних будут в dlc «Белый переход». Поэтому у вас получится опробовать все классы в игре.
Шмот лут и разное барахло
Как и во многих ролевках, у вас будет возможность одевать отряд. Шмота в игре достаточно, но я не скажу что много. Самые ценные вещи, это уникальные вещи, и цвет у них только золотой. Остальные шмотки обычные, но вы всегда можете либо, используя зачарование, улучшить обычные шмотки, или купить уже улучшенные у торговцев. Зачаровать можно и уникальные шмотки, что сделает их намного сильнее обычных. Также уникальные шмотки имеют определённые уникальные характеристики, и они всегда разные. В начале вы найдете только обычные шмотки, разного качества. И уже в процессе игры, будете находить уникальные. Которые обязательно будете зачаровывать по мере возможности. Так как это не диаблоид, шмотки не дают огромного прироста возможностей, да они сильны, по сравнению с обычными, но до самого конца, рост силы шмота будет лишь небольшой. И этого для игры вполне достаточно, так-как и основные характеристики не будут расти, то и урон не сильно зависит от шмота.
По сути в игре вам придется использовать все что она имеет. То есть надеяться на победу только из-за шмота не стоит, вам даже с крутым шмотом по попке надают. Также, как и все остальное, шмот, также плавно переплетается с игрой, для победы вам надо использовать все, есть зелья, свитки, способности и все это надо использовать во время боя по необходимости. А на высокой сложности эта необходимость будет почти постоянной.
Оружия и броня это шмот который можно зачаровать, и который имеет разные характеристики. А вот, например, шлем, ботинки, рукавицы, плащи, нельзя зачаровать, в начале это просто декорация. Потом вы будете находить простые шмотки этого типа с характеристиками, но их всегда будет немного, чаще 1 редко 2-3. Иногда будут и уникальные, но найти очень хорошее будет не просто.
Основные характеристики можно повышать на постоянной основе только используя шмот. Например, шлем может дать +1 к силе. Но также учитывайте, что + к одной характеристике у двух разных шмотов суммироваться не будет. То есть если у вас в броне и шлеме +1 к силе, то работать будет лишь один артефакт. Если у одной шмотки будет +2, а у другой +1 к одной характеристике, то в приоритете тот у которого выше цифра. Поэтому лучше дайте + к разным характеристикам, разными шмотами.
У оружия есть разное качество, от обычного до легендарного, но скажу честно легендарный я нашел только с dlc «Белый переход» в количестве 1 штуки. Можно также и зачаровать шмот до легендарного, но ресурсы настолько редкие, что за всю игру я их так и не нашел, ну и опять, я нашел ресурсы на 1 зачарование до легендарного только в dlc. Все что до легендарного, можно либо зачаровать, либо найти или купить, выбор тут большой, и возможности позволяют, даже ресурсов очень много для подобных зачарований. Оружие и броня имеют разные типы зачарования, например, в оружие можно добавить элементальный урон, и усилить против определённых типов врагов. А броню можно зачаровать на + к основной характеристике, а также дать больше защиты. Зачарование очень полезная штука, и вам она точно понравится.
Оружие и броня очень разнообразно, есть много разных оружий и брони, хотя уникального оружия намного больше, чем брони. Но броню часто менять и не приходится, менять ее приходится редко, а вот оружие часто подлежит замене, так как типов оружия очень много. Например, иногда полезно ходить с шитом и мечом, или с двуручным мечом, в зависимости от того что вам больше нужно, урон или защита.
Ремесло
В игре есть также ремесло, вы можете создавать свитки и зелья, и скажу вам свитки и зелья очень полезны в бою. И также учитывайте, то что могут дать вам свитки, не дадут зелья, и наоборот. Например, есть свиток возрождения, которые поднимает союзников, которые потеряли сознание. Зелье подобного типа, дает возможность персонажу, не потерять сознание на определенное время. Если комбинировать свитки и зелья, то комбо в бою будет очень полезное, это лишь один пример, свитков и зелий в игре очень много. И также учитывайте, что не все свитки и зелья вы можете создать. У вас есть только определенный набор, как можно увеличить свое ремесло я не знаю. У меня нет уверенности, что это вообще возможно. Но это не проблема, зелья и свитки всегда можно найти или купить.
В игре вам также придется собирать ресурсы, они нужны для зачарований и ремесла. Поэтому можете собирать все что попадется на пути, ресурсы можно также и купить.
DLC White March part 1 (Белый переход первая часть)
Дополнение Белый переход, включает новые локации, новые миссии, и еще много всего, или немного. Если говорить про сюжетные миссии, то они очень интересные, мне понравились все те что есть, новых локаций немного, но в общем для ощущения полноценной игры достаточно.
Есть также новые враги, будет одна миссия, где вы встретите Дракона, и надо признать дракон в игре ощущается очень неплохо. Потому что на средней сложности победить его невозможно, хотя может возможно, но очень тяжело. Лично я смог победить его только из-за бага в игре, и да я их встретил (баги).
Кстати, стоит упомянуть, что Белый переход сложней чем основные миссии и локации. Но не сильно сложно, играется вполне интересно.
Вы также встретите одного нового компаньона, он очень интересный, хотя история его очень короткая, но вам он понравится.
Основная миссия рассказывает историю Белой кузни, и расу, которая ей управляла. История загадочная, и ответ вы все ровно не найдете. Но зато сможете запустить кузню, и использовать ее, она дает новое зачарование. И оно классное, вам точно понравится, и ставится без ограничений. Но для нее нужен новый ресурс, это руда, которой в игре мало, очень мало.
Но самое интересное, то что мне понравилось в dlc, это новые оружия с духовной связью. В основной компании вы встретите только одно. Мне оно сразу понравилось, потому что вполне мощное. А в дополнении добавили много новых для разных классов. Оно вызвало наибольший мой интерес в дополнении.
Если вы не знаете, что такое оружие с духовной связью. Я объясню, это оружие, которое привязывается к персонажу, и использовать его может только тот персонаж, с которым оно связано. В начале оно практически не имеет сильных сторон, но при выполнении определённых условий оно улучшается и становится сильнее.
Так вот новые оружия с духовной связью в дополнении очень мощные и разные, оно я уверен понравится вам также, как и мне, потому что просто превосходит все другие оружия по характеристикам.
Стоит также упомянуть, что dlc white march надо проходить до того, как пройдете основную компанию. Потому что если вы закончите основную компанию, то все финиш, вы не сможете бегать дальше по миру спокойно. Поэтому надо сперва пройти dlc Белый переход, а потом уже проходить последний акт. Дополнение появится как важная миссия, перед 4 актом, поэтому не пропустите.
DLC White March part 2 (Белый переход вторая часть)
Дополнение Белый переход часть два, по составу почти такая же, как и первая часть, в целом это просто одно большое обновление, разбитое на 2 части.
В этой части, будут новые локации, новые миссии, и продолжение основной компании из первой части, которая касалась белой кузни, но масштаб будет намного больше.
Мне понравилась компания Белого перехода, я получил ответы на все вопросы. Все было грандиозно, и сложно, но все же интересно.
Также вы встретите еще одного компаньона, он дополняет те классы, которых у вас не хватало из основы. Поэтому вы попробуйте новый класс, его дополнительная миссия связана с основной компанией Белого перехода.
А также в это части будут уже не только новое оружие с духовной связью, но также броня и щит с духовной связью. Они вообще классные, ну щит точно классный, а вот броня меня не особо впечатлила. Артефакты с духовной связью нельзя зачаровать, а для брони это существенный минус, так как тут зачарование очень важно, можно добавить новые типы защиты, которые броня не имеет. Броня с духовной связью, не сильно лучше уникальной брони. Но все ровно хороша, поэтому можете использовать на ком хотите. Жалко только что этих артефактов, лишь по одному экземпляру, возможно во 2 части их будет больше.
Итог — насколько хорош Pillars of Eternity
Вот честно отличная игра, все сделано отлично, все прекрасно, всего хватает. Pillars of Eternity заслуженно считается лучшей на момент выхода. Как я говорил, с партийными rpg не сильно знаком, и не знаю какие были классические игры 90-х. Но лично по опыту в Pillars of Eternity могу сказать, что наслаждался процессом. И меня можно назвать новичком в этом жанре. Поэтому я игру рекомендую, она явно принесет вам немало часов приятного время провождения.
Как только пройду 2 част Pillars of Eternity, напишу свое мнение и о ней, также постараюсь ознакомится с другими играми подобного жанра.
Pillars of Eternity
Суммарно
Pillars of Eternity заслуженно считается лучшей на момент выхода. Отличное возвращение классики в современность, в игре все отлично и слажено. Игру рекомендую к ознакомлению