Soma – Я, ты, он, она вместе дружный Копипаст
Игра Soma от разработчиков Frictional Games, я уже играл их игры, и писал о них, это Амнезия и трилогия Пенумбра. Уже тогда я хвалил эти игры, и разработчиков. Их подход к созданию меня впечатлил, а подача истории очень нравилась. В этот раз разработчики не подвели, и снова сделали отличную игру, хотя есть некоторые моменты в Соме, которые мне кажутся непроработанными.
Я проснулся сегодня утром, и так получилось, что это было сто лет назад
Так и начинается игра, вы просыпаетесь утром, в своей кровати, начинаете изучать локацию, и изучаете геймплей, идете выполнять задание. А потом все переворачивается с ног на голову. Хотя в случае сюжета игры, все переворачивается с головы на ноги, только другие.
Игра не сильно отличается от своих предшественников в плане геймплея, это все те же сюжетные квесты. И в отличие от симуляторов ходьбы, здесь и подача сюжета лучше, и есть различные задачки, которые нужно решить. Да и враги имеются, сражаться с ними вы не можете, поэтому нужно прятаться. Как я уже писал, почти тоже самое что было в прошлых играх.
Тема сюжета — это сознание, и его интерпретации. Часто будет подниматься вопросы личного «Я», самосознания, и личного восприятия. Например, «копия нашего сознания, это тоже мы, или уже не мы». Лично для меня прошлые сюжеты, были более загадочны, от этого более интересные. В данном случае никаких загадок нету. Да! Поднимаются философские вопросы. Это такие вопросы, о которых можно задуматься, но не более. И тема часто научно-фантастическая, я постоянно читаю и смотрю разные сериалы и книги на эту тематику, поэтому для меня эта тема не стала чем-то невероятным. Потому как в научной фантастике подобных сюжетов предостаточно, и показаны они с разных ракурсов. А вот для тех, кто с жанром плохо знаком, сюжет игры будет воспринят на ура, и даже будет считаться шедевральным.
Касательно вопросов в игре, мое личное отношение
Одно из первых что вы узнаете в игре, это то, что (большой спойлер) вы это копия вашего сознания, помешенного в полу биологическое полу кибернетическое тело. По сути, вы что-то среднее между киборгом и роботом. Хотя в игре вам четко скажут, что вы робот, с сознанием человека. И вот тут вопросы, «а что делает человека человеком?». Персонаж начал истерить, и это вполне нормально, он начал проходить 5 стадий принятия. И первая стадия «Отрицание» что и начал делать главный персонаж.
Для меня эти вопросы не были настолько важными, потому что я думаю по-другому. Я думаю, не в ключе «Что делает нас людьми?», а что нам даст возможность копирования сознания. Я думал об этом в другом варианте. Когда сознание смогут копировать, то это отличная возможность продлить жизненный срок. В игре вам показывают, что сознание человека помещено в робота, я думал, что, когда будут делать подобное. Сознание человека будут копировать перед смертью, и вкладывать в новое клонированное тело в молодом возрасте.
Перед игроком встанет вопрос отключения своей копии, и опять вопрос «Это убийство себя?». И я не думаю в таком ключе, это робот, с человеческим сознанием, и отключение робота, это не убийство. Ведь сознание остается в банке данных в роботе. Соответственно если сознание остаётся, то это не убийство, а просто отключение механизма.
В процессе прохождения вы встретите живого человека, который попросит вас убить его. И здесь снова встает моральный вопрос «а стоит ли убивать человека?». Я снова не вижу здесь проблемы, человек сам просит себя убить, так как его существование, итак, под вопросом, вы то робот, батарейка кончится, и вам хана, а вот человека либо убьют, либо он будет медленно и болезненно умирать. И здесь лучше будет его убить, это гуманно, и он сам просит об этом.
Я в этой игре не вижу моральных и философских вопросов. Потому как по мне, это чистая научная фантастика, а прошлые игры были про мистический сюжет. Вот в мистике могут подниматься необычные философские и моральные вопросы. А в научной фантастике, это на частое явление. В науке присутствует железная логика, которой и следует сюжет.
Цикл жизни – круглый круг
Почему я не вижу здесь философских и моральных вопросов и вижу только железную логику, которую нельзя отрицать или додумывать. Касательно вопросов копии сознания. Я вижу здесь только возможности, ведь чтобы это получилось, для этого должны быть соответствующие технологии. А такие технологии всегда создаются с определенной целью, и получается, что смысл их создания и существования уже продуман. А моральные вопросы останутся в стороне.
Что делает нас людьми? Некоторые могут делить, например, отдельно сознание от тела, будут ли считаться человеком, или уже нет. Так можно, подумать, поразмышлять об этом, но не более. А реальность вероятней всего будет другая. Когда мы видим человеческую руку, мы понимаем, что это часть человека, а не полноценный человек. Поэтому сознание, отделенное от тела, это часть человека, а не весь человек.
Уже сейчас все стремиться к объединению механизмов и биологических организмов, можно увидеть, как инвалидам без конечностей, внедряют механические конечности. В этом направлении человечество и будет идти, и в далеком будущем мы будем киборгами, и тогда мы также будем думать, что нас делает людьми. Но большая часть людей просто эволюционирует, и примет реальность, когда все будут киборгами, подобный вопрос уже стоять не будет, будут другие вопросы.
Да и сейчас в наших генах есть механизмы, которым мы не можем сопротивляться. Это выживание, размножение и т.д. Как бы мы не хотели видеть себя необычными, мы не можем сказать нет, простейшим механизмам выживания в нас. И если по каким-либо причинам мы говорим нет нашей программе выживания и размножения, получается, что мы поломаны. Ведь если мы не будем этого делать, тогда человечество просто вымрет. Поэтому мы почти тоже самое что механический робот, у нас есть функция и мы должны ее выполнять. Если функция не выполняется, тогда и смысл в нас как в человеческой единице теряется.
Исходя из этой логики копирование сознание это способ выживания, что и показали разработчики. Где тут философия? Я ее тут не вижу. А вижу только логику.
Минусы игры
В игре вам расскажут про ИИ который внедрился в какой-то гель, и он начал растекаться во всех направлениях, и стал объединять механизмы и биологические организмы. И вот как он влияет на основной сюжет я не понял. Он вроде мне пользу приносил, я за счет него хп восстанавливал. А его преподносят как злодея. Как мне кажется, это сделали только для того, чтобы обосновать врагов в игре. В конце вы можете убить этот ИИ, вот только я не понял, а зачем, его также можно оставить как есть. Я думал может какие последствия будут от этого решения, попробовал перепройти этот отрезок и посмотреть, как измениться сюжет или концовка. А в итоге это никак не повлияло на сюжет. Тут можно перейти к следующему минусу игры.
Никаких последействий от ваших решений нет. Что создает бессмысленность этих решений. В жизни у каждого действия есть последствие. А в игре у важных решений, никаких последствий, тогда и смысл от этих решений теряется, и если нет последствий, то и моральных вопросов не будет. Ну отключите вы себя, ну убьете человека, и что? НИ-ЧЕ-ГО.
В конце персонаж снова начал истерить, про то, что его копия улетела, а он остался. Вот этот момент мне показался странным, персонаж уже должен был пройти 5 стадий принятия, и отрицание и гнев он уже прошел. Почему он снова начал истерить мне непонятно. Тем более что ему много раз объясняли процесс, а все ровно жалуется, лично мне, этот момент кажется высосанным из пальца.
Мне кажется, что в этой игре, сюжет хоть и подан хорошо, но оставляет за собой горькое послевкусие. В прошлых играх, ты оставался в недоумении, и сам додумывал конец. А здесь конец как бы есть, вот только, какой-то он невнятный, вроде и конец, а вроде бы и нет. Вот как по мне, лучше бы сделали как раньше, пусть будет непонятный конец, а дальше сам думай, что случилось. Как я и говорю оставляет горькое послевкусие.
По итогу
Soma — это отличная игра, и в ней хороший научно-фантастический сюжет. Подача отличная, вас держат в неведении, и вы постепенно шаг за шагом раскрываете историю про себя и про окружающую обстановку. Но игра явно вызовет неоднозначные впечатления у игроков. Игру однозначно стоит брать, она того стоит, времени много не займет, а интерес вызывает.
Soma
Резюме
Soma игра с отличным научно фантастическим сюжетом который хорошо подан, это приключение хорошо играется, интересно от начала и до конца. Игра не лишена минусов, это не сильно влияет на игровой процесс. Игру рекомендую.